После сего Иисус вышел и увидел мытаря, именем Левия, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И он, оставив всё, встал и последовал за Ним. И сделал для Него Левий в доме своем большое угощение; и там было множество мытарей и других, которые возлежали с ними. Книжники же и фарисеи роптали и говорили ученикам Его: зачем вы едите и пьете с мытарями и грешниками? Иисус же сказал им в ответ: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию (Лк. 5, 27-32).

Ибо мы не хотим оставить вас, братия, в неведении о скорби нашей, бывшей с нами в Асии, потому что мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых. Но сами в себе имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых, Который и избавил нас от столь близкой смерти, и избавляет, и на Которого надеемся, что и еще избавит, при содействии и вашей молитвы за нас, дабы за дарованное нам, по ходатайству многих, многие возблагодарили за нас (2 Кор. 1, 8-11).

Какое, дорогие братья и сестры, по вашему мнению, самое ценное человеческое качество в христианине? Вера, доброта, любовь, смирение, послушание? Но все это частные случаи и аспекты добродетели, если рассматривать человеческую, а не Божественную ее составляющую. Однако есть одно качество, которое является необходимым условием проявления прочих добродетелей, а без него они не могут принести плода. Это блаженное качество – самоотверженность, способность забывать о себе, не советоваться с плотью и кровью, когда нужно служить Богу и ближнему.

Самоотверженность – это противоположность эгоизму и самолюбию, вызов закону самосохранения, возвышение над собственной природой, свобода от страстей. Оно изначально уже на подсознательном уровне включает в себя прочие добродетели: веру в силу добра и разумное устроение мира, доброту до самозабвения, любовь как готовность отдавать себя. Что же говорить о смирении и послушании, которые без отвержения своей воли просто невозможны?!

Бог из любви дает человеку все Свое достояние, всего Себя и всю полноту бытия, однако проблема в том, сколько человек может вместить, ведь для этого он должен добровольно потеснить свое внутреннее содержание. Идя за Христом, человек приобщается Божеству, становясь в Духе Святом богом по благодати, но для этого он должен покаяться, обратиться от путей своих и последовать за Богом. Все это невозможно без самоотвержения. И именно об этом притчи Спасителя о строителе башни и о царе, собирающемся на войну, которым прежде нужно было подумать, есть ли у них силы и средства на завершение строительства или на победу. Святые Отцы объясняют, что такими средствами и силами является самоотвержение, способность, не смотря ни на какие препятствия и забывая о себе, идти выбранным путем до конца.

Сегодня Евангелие повествует о призвании апостола и евангелиста Матфея, бывшего мытарем – сборщиком налогов. По одному только слову Христа он встает и, оставив все, идет за Господом. Он не думает о себе, о том, какие ему предстоят труды и опасности, не спрашивает о будущих условиях жизни, не боится последствий для себя и своей семьи внезапного оставления службы у римлян. Он просто безоговорочно повинуется зову Спасителя, созвучному голосу правды в его сердце. Так поступать может только сильная душа, способная к самоотвержению. Но и результат впечатляет: всеми презираемый мытарь, ради земного прибытка готовый обирать своих единоплеменников, становится бескорыстным свидетелем и проповедником истины спасения во Христе не только для современных ему соотечественников, но для всего мира во всех будущих его поколениях.

Автор «Невидимой брани» в качестве самых необходимых для духовного преуспеяния расположений учит никогда ни в чем не надеяться на себя и во всем уповать на Бога. Это азы духовной жизни – отречение от своей воли и смиренное принятие водительства Божия. К познанию этих истин на протяжении веков Бог вел ветхозаветный Израиль, например, специально уменьшая и так небольшое количество иудейских воинов, чтобы показать Свою силу на полчищах врагов. И нас Он учит упованию на Него, когда избавляет из казавшихся безвыходными ситуаций. Апостол Павел рассказал нам сегодня о скорби, бывшей с ним и его спутниками в Азии, когда они отчаялись даже остаться в живых. «Но, – говорит он, – мы сами в себе имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых, Который и избавил нас от столь близкой смерти». Отвержение себя и упования на собственные силы ради вверения своей жизни Богу не посрамляет. Такие примеры учат нас поступать подобным образом и в духовной жизни.

Святитель Василий Великий опирается на это место Писания, чтобы научить монахов совершенному отречению от себя. Он говорит: «Совершенное отречение состоит в том, чтобы преуспеть в беспристрастии даже к самой жизни и иметь “приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя”. Начинается же оно с отчуждения от внешнего, как то: имений, суетной славы, жизненных привычек, пристрастия к неполезному». И далее Святитель приводит в пример того самого апостола Матфея, презревшего выгоды своей профессии и все последствия такого оставления своего поста и пошедшего за Господом.

«Иметь приговор к смерти», в интерпретации Святителя, это значит ни во что не вменять свои силы и способности, свое добро и свою ценность, считать себя хуже всех и последним из грешников, по грехам своим достойным смерти. Но при этом не отчаиваться, уповая на Бога, воскрешающего мертвых. Легче отрекаться от себя такого, умершего в прегрешениях, чем от достойного награды праведника. Да это и не далеко от действительности: по сравнению с совершенной жизнью, которую дает Бог, наша земная жизнь сопоставима с духовной смертью, и главная ее цель – воскреснуть со Христом. А для этого надо отвергнуться себя, взять крест свой и следовать за Спасителем (Ср. Мк. 8, 34).

Считать себя хуже всех – это и есть духовная нищета, отказ от ценности своего наполнения души, и именно таковым принадлежит Царство Небесное. Потому что такие люди жаждут наполнения и оправдания от Бога, открыты для Его посещения, будучи свободны от самолюбия – главного врага благодати. Об этом и говорит Спаситель на обеде у Матфея, когда возмущенные нарушением кастовых ограничений книжники и фарисеи укоряют учеников, что они едят с грешниками: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию». Иными словами, спасти возможно только сознающих свою греховность и жаждущих оправдания от Бога, а не самодостаточных мнимых праведников, не нуждающихся в Спасителе.

Господи, исцели нас, больных, освяти нас, грешных, обнови содержание ума и сердца, наполни нас Твоей благодатью, чтобы и нам со всеми святыми стать сонаследниками Твоей вечной блаженной жизни. Аминь.

Произнесена 21 октября 2017 г. в субботу 21-й седмицы по Пятидесятнице на Литургии в Троицком соборе РДМ в Иерусалиме.