Сегодня мы вспоминаем и память Отцов Седьмого Вселенского Собора, на котором был утвержден догмат о почитании икон. Это определение подытожило все прочие догматы, суть которых можно выразить одной фразой: «Бог – Господь и явися нам». Бог стал человеком и Господом, Христос воплотился, явился как часть земной реальности и истории, и потому Его можно изображать, как и Святых, чтобы духом восходить на небо и получать благодать.

Когда мы поклоняемся иконам, наши честь и поклонение восходят к первообразу – к Господу и Святым. Но Церковь чтит и человека, образ Божий в нем, и потому священник кадит не только иконы, но и стоящих в храме людей. Наша верность учению Церкви в первую очередь выражается в нашем соответствии образу Божию, чтобы повседневная жизнь не расходилась с учением. И тогда другие люди, смотря на эту удивительную икону нашего правильного душевного устроения, пожелают иметь в своей душе список образа Творца, чтобы затем украшать его уподоблением Богу.

Но еще действеннее и сильнее Господь является нам в Своем слове, в Евангелии. Когда мы его читаем, Бог Слово Иисус Христос пребывает с нами Своею благодатью, просвещает наш ум и сердце, и потому необходимо читать слово Божие в церкви и дома. Но, оказывается, не всякий слушающий понимает это слово, и не всякое сердце способно его вместить.

Сегодня мы слышали в Евангелии, как Господь учит людей, которые идут за Ним, угадывая в Нем Спасителя их душ. Тем не менее Он не говорит им прямо, но открывает Свои вечные истины в притчах. Почему? Потому что для принятия мудрости нужна внутренняя глубина, способность понять и прочувствовать сердцем важность и спасительность учения Христова. Если этого нет, если человек слышит истину, но не следует ей в своей жизни, то эта истина может быть ему в осуждение, стать свидетелем против него на последнем суде. Он будет потом сам мучиться и терзаться, что Господь звал его, а он не откликнулся. И святые Отцы говорят, что одно из объяснений причины вечных мук, этого «скрежета зубов», – это запоздалое раскаяние о том, что Господь давал все, а мы отвергли и избрали свое – меньшее, худшее и ничтожное.

И вот Господь Сам объясняет, что препятствует нам воспринимать слово Божие, почему небесная закваска не может изменить все наше существо. Одним мешает поверхностность, и они подобны утоптанной почве при дороге. Такой человек наполняется разной информацией, разными учениями, но не может правильно оценить их достоинство. И вот это сокровище, эта небесная жемчужина – Евангелие, которое, как говорит апостол Павел, «не есть человеческое» (Гал. 1, 11), но открыто самим Богом, похищается врагом.

Другие люди слышат слово проповеди, понимают его важность, но открывают для него только верхние слои своего сердца. Как корни не могут проникнуть в камень, так и семя слова Божия не может прорасти в человеке, сердце которого заполнено чем-то другим. Он живет не этим, и потому слово Божие, хотя и принимается с радостью, должно занять свое место, не в самом центре нашего существа, а где-то с краю, постольку, поскольку оно может быть полезно в земной жизни. И, естественно, когда приходят гонения, которым невозможно не прийти, когда человека посещают скорби, болезни, такая вера, такая любовь улетучиваются, и следа не остается. Таким образом Господь проверяет нас, укрепляет и очищает Свою Церковь от людей сторонних, у которых Бог совсем в другом, а не во Христе Иисусе.

Третьи глубоко принимают в себя семя Царства Небесного, способны приносить плод, но из-за многозаботливости, любви к удовольствиям и комфорту вместе с семенами добродетелей в их душе прорастают различные страсти и пороки. Эти сорняки заполоняют землю нашего сердца, заглушают ростки правды, и посеянное Богом семя остается без плода.

А настоящий христианин всей глубиной своего сердца воспринимает и хранит слово Божие, как Адам хранил и возделывал Рай, т.е. трудится в исполнении заповедей, чтобы семя истины дало свои плоды. Здесь уместно вспомнить слова Господа, что тот, кто слышит Его учение и не исполняет его, подобен строящему свой дом на песке. Действительно, если строить жизнь на песке земных расчетов, а не на камне заповедей, не на Христе, то любая скорбь, любые трудные обстоятельства опрокинут все здание нашей веры, весь наш внутренний мир. Потому нам следует разуметь, что читаем, ценить слово истины и стараться исполнять его в своей жизни.

Итак, не ценя и не исполняя Слова, скользя по его поверхности и не проникая вглубь, мы уподобляемся тем, кому Господь говорил истины в притчах, чтобы они не послужили им в осуждение. С другой стороны, потому мы и остаемся на поверхности, что не хотим проникнуть вглубь, не созрели для принятия. А искренне ищущему Господь всегда открывает смыслы, подает и обстоятельства к исполнению, делая его мудрее и совершеннее в любви. «Кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь» (Лк. 8, 18).

Бог пришел в наш мир и стучит в каждое сердце, чтобы войти и преобразить его в Царство Небесное, раскрыть в нем внутренние сокровища мира и радости, и блажен отдавший Ему свое сердце и произволение. Нам дано много, но это пока не наше, а чтобы усвоить его себе, необходим труд. Не будем спать, потому что сокровище бесценно, а время жизни коротко! Господь все дал для того, чтобы Евангельское семя укоренилось, нам осталось лишь трудиться на земле нашего сердца, чтобы оно дало сторичный плод любви! Кто имеет уши слышать, да слышит! Аминь.

Произнесена 26 октября 2014 г. на память Отцов VII Вселенского Собора в Неделю 21-ю по Пятидесятнице на Литургии в Троицком соборе РДМ в Иерусалиме.