О созидании духовной храмины и Святителях Московских

Что вы зовете Меня: Господи! Господи! — и не делаете того, что Я говорю? Всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен. Он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился и положил основание на камне; почему, когда случилось наводнение и вода напёрла на этот дом, то не могла поколебать его, потому что он основан был на камне. А слушающий и не исполняющий подобен человеку, построившему дом на земле без основания, который, когда напёрла на него вода, тотчас обрушился; и разрушение дома сего было великое (Лк. 6, 46-49).

Сегодня мы празднуем память и прославляем подвиг Святителей Московских – угодников Божиих, просиявших святостью на центральной российской кафедре. По слову Евангелия, «не может укрыться город, стоящий на верху горы» (Мф. 5, 14), и потому некоторых людей, преуспевших в добродетели, Бог готовит для служения Церкви. Господь наш Иисус Христос, когда произносил Свою знаменитую Нагорную проповедь, поднялся на возвышенное место, чтобы все Его слышали и могли передать и другим. Так и Святителей Московских Промысл Божий поставил на свещницу Церкви, чтобы они проповедовали Христово учение, сияя всем своей личной святостью.

Не случайно, наверно, сегодня в Евангелии звучат заключающие Нагорную проповедь слова Спасителя, где Он призывает слушателей исполнять услышанное. Обличая лицемерие, Он восклицает: «Что вы зовете Меня: Господи, Господи, – и не делаете того, что Я говорю?» Этот духовный недуг терзает слушателей слова Божия еще со времен книжников и фарисеев, не избавлены от него и мы, часто своей жизнью не исполняющие наставлений Спасителя. Апостол говорит: «Сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (Рим. 10, 10). Мы же, хотя устами и исповедуем внешне истины Христова учения, не принимаем их до конца в свое сердце либо по маловерию, либо из-за неготовности применить их к себе в полной мере.

В Нагорной проповеди, как мы знаем, Господь ублажает нищих духом, милостивых, алчущих и жаждущих правды, миротворцев и исповедников истины. Он говорит о любви к врагам, о невоздаянии злом за зло, о том, чтобы мы не судили других, если не хотим сами быть осужденными, учит не делать другим того, чего сами себе не желаем. Здесь мудрость, истина, указание верного пути к спасению души, руководство к строительству духовного дома добродетели и к достижению блаженства.

Поэтому в заключение сказанного Господь слушающего и исполняющего Его слова уподобляет благоразумному человеку, который построил свой дом на твердом основании, и когда пришли потоки воды и подули ветры, этот дом устоял. А не исполняющего сравнивает с человеком неразумным, основавшим свой дом на песке. Навалилась стихия и камня на камне не оставила от всех его построений.

Действительно, если мы утверждаем нашу жизнь на основании Иисуса Христа, Краеугольного Камня нашего спасения, если опираем стены своего духовного дома на твердые и непоколебимые евангельские заповеди, он устоит перед любыми потрясениями. Сила Господня будет с ним, потому что исполняющий Христовы заповеди имеет своим союзником Самого Бога. Если же будем утверждать наше духовное здание на песке суетных измышлений человеческих, на своеволии и лукавых страстях, оно не будет долговечным.

А Господь проверяет, как мы строим, испытывает наше строение, которое должно устоять при переходе из жизни временной в вечную, чтобы потом лечь в основу нашей вечной обители. Например, если человек полагается на внешний подвиг, он начинает любоваться собой, презирать других, забывая о духовной нищете и смирении. И Господь рано или поздно опрокинет эту Вавилонскую башню, потому что такое строительство не угодно Богу и не полезно человеку.

Или мы с вами иногда в благоденствии, когда все нас любят, «гладят по шерстке», благодушествуем и считаем, что мы уже почти бесстрастны и, в общем-то, очень хорошие христиане. Но как только обстоятельства меняются или ближний скажет нам какое-то жесткое слово, мы обнаруживаем, что этот мир в нас рассыпается, потому что не имеет под собой твердого духовного основания.

Преподобный Макарий Египетский, толкуя это место Евангелия, говорит, что все мы строим свой духовный дом на Живом Камне, Иисусе Христе и Его слове, причем строим по Его плану и с Его помощью, благодатью Духа Святого. А камни, из которых строим, – это добрые помыслы, свойственные естеству Адама и родственные Христу, потому что они подбираются соразмерно Основанию, утверждаются на Нем и как бы вырастают из Него. А если человек пытается что-то построить из лукавых и недобрых помыслов, основанием которых является отец лжи диавол, дом не может устоять, и испытание покажет его несостоятельность. «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии» (Пс. 126, 1).

Действительно, мы должны смотреть не только на чем строить, но и из чего строить. Ибо что толку, если мы построим красивый и крепкий дом на песке, но его унесет и разобьет река? Так же бессмысленно строить дом на прекрасном основании, но из гнилых и непотребных материалов.

Как говорит св. Павел, Апостолы положили единственно возможное духовное основание – Христа, но каждый должен смотреть, что он на нем строит и из каких материалов: из золота, серебра и драгоценных камней или из дерева, сена и соломы. Потому что огонь испытает дело каждого, и то, что было основано на суетном и преходящем, что было построено из неподлинного, ненастоящего материала, рухнет и сгорит, а горе-строителю придется спасаться, как из огня (Ср. 1 Кор. 3, 10-15).

И вот мы имеем перед глазами образ Святителей Московских, которые, как мы знаем, не только труды полагали, мудро и достойно управляя Церковью Божией, но и жизнь готовы были отдать за паству. Отстаивая правду, они обличали грозных царей, терпели голод и тюремное заключение от своих и иноплеменников, но оставались тверды и непреклонны в вере и исполнении своего долга. Они устояли и перед еще более суровым испытанием властью, богатством и славой, и в любой ситуации – в нужде и в избытке, в славе и в поношении – всегда исполняли свой долг. Теперь их духовные храмины, многократно испытанные на земле, превратились в небесные сияющие дворцы, откуда никакой духовный проситель не уйдет неутешенным.

Поэтому будем внимательнее к своему духовному деланию, чтобы наша духовная храмина утверждалась на Христе, строилась со Христом и Христовой силою из угодных Господу настроений и помыслов. Тогда, молитвами Святителей Московских, успешно пройдя все испытания, наше дело устоит и станет основой для вечного созидания в любви и благодати Божией. Аминь.

Произнесена 18 октября 2017 г. в среду 20-й седмицы по Пятидесятнице и в день памяти Святителей Московских на Литургии в храме св. царицы Александры РДМ в Иерусалиме.