Сегодня, дорогие братья и сестры, мы слышали в Евангелии удивительную притчу о талантах. Господь повествует о некоем господине, который раздал имение своим рабам – одному дал пять талантов, другому два, третьему один, каждому по силе – и уехал. А когда вернулся, потребовал отчета. Получивший пять талантов приобрел на них куплей еще пять талантов, получивший два тоже удвоил их, а третий принес свой талант без прибыли. Он сказал, что зарыл его в землю, потому что боялся господина, который получает доход от того, в чем сам, по его мнению, не трудился. Господь похвалил первых двух рабов за их верность и доверил им еще больше, а третьего обличил в лукавстве и лени и приказал ввергнуть его во внешнюю тьму.
Ясно, что речь идет о дарах Божиих, о употреблении которых придется дать отчет. А дары эти немалые, потому что один талант заключал в себе 50 – 60 кг серебра. Но что именно означают здесь эти таланты? Обычно под душевными талантами понимается острый ум, способность результативно заниматься какой-то деятельностью, достигать успехов в науке и искусстве. Иногда указывают на здоровье, физические силы и навыки, богатство, положение в обществе, и что все это нужно использовать на общее благо, а не только для себя.
Мысль верная, потому что все, что у нас есть, мы имеем от Бога и должны употреблять на добро, но в притче говорится о чем-то другом. Можно умножить свои природные способности и достичь профессионализма в каком-то деле, можно отточить свой ум, познать до тонкостей какую-то науку или искусство, но будет ли это свидетельством нашей верности Богу? Будет ли это заключать в себе самом радость и награду? Или об умножении богатства печется Бог, даже если оно употребляется на благие цели?! Все это средства, которые не выходят за пределы нашего земного существования.
Ключевым словом и подсказкой здесь является то, что Господин, уезжая, оставляет рабам Свое имение, то, что имеет Сам. Бог раздает людям, прежде всего, божественные дары. Он вкладывает в каждого из нас частицу Самого Себя, божественный свет, духовную силу, благодать – то, что называется дарами Святого Духа. Творец создал нас по Своему образу, вдохнув частицу Себя, «дыхание жизни» (Ср. Быт. 2, 7), чтобы мы, по мере сил, развивали в себе божественные свойства и достигали Богоподобия. Этим мы доказываем Ему свою верность и приобщаемся Его блаженной жизни в той мере, в какой можем вместить. Поэтому и благодать Он дает каждому по его силе, и нет никакой несправедливости в том, что одному дал пять талантов, а другому один. Каждый получает максимум, столько, сколько может раскрыть и приумножить в этой жизни.
Преподобный Серафим Саровский прямо говорит о том, что цель нашей земной жизни – стяжание благодати Святого Духа, приобретение, подобно купцам, духовных даров: любви, радости, мира и прочих христианских свойств и добродетелей.
И святой Павел в сегодняшнем апостольском чтении умоляет нас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята нами, ибо «вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» (2 Кор. 6, 1-2). Этот день начался две тысячи лет назад, когда Господь наш Иисус Христос сделался человеком и основал на земле Свою Церковь, в которой мы соединяемся с Ним и даром получаем благодать Божию. Но закончиться этот день может внезапно, о чем и напоминает нам Господь, и потому надо ходить во свете, «искупующе время, яко дние лукави суть» (Еф. 5, 16).
К сожалению, люди часто забывают о том, что нужно развивать в себе образ Божий и приумножать духовные дарования. Они гоняются за деньгами, вещами, осваивают новые профессии, чтобы добиться положения в обществе, приобретают какие-то нужные и ненужные навыки. И при этом забывают великую истину нашей веры, что прежде надо искать Царствия Божия и правды его, а все остальное, и даже то, о чем помечтать невозможно, приложится.
В результате человек отделяется и удаляется от источника жизни – Бога, замыкается на себе, присваивает себе дары Божии, понимая их как способность хорошо исполнять какое-то дело, чтобы получать за это славу, деньги и удовольствия. Ум становится земным, сердце уже не находит в себе места для Бога и ближнего, душа делается ущербной и однобокой, а дух почти умирает. Из-за подмены целей и всей направленности жизни человек как бы зарывает свои духовные дарования в землю, забывая о Боге, как ничем Ему не обязанный. Ведь он сам всего добивается в материальном и душевном плане, а чужого, т.е. духовного, ему не нужно. Он боится духовного, не понимает его и предпочитает жить своими интересами.
Такой лукавый, ленивый и запутавшийся раб Божий уже в этой жизни пожинает плоды своего отступления в виде внутренней опустошенности, наготы, неудовлетворенности. И хотя он пытается наполнить себя чем-то внешним, свиными рожками земных удовольствий, они не могут насытить бессмертной души. Мало-помалу он лишается своего таланта, теряет мир, радость, благодать. Благодать Божия поддерживает существование каждого человека, верующего и неверующего, даже всякого живого существа, и если уйдет, то жизнь его превратится в ад и мучение. Если же такой человек не покается, то, связанный по рукам и ногам, будет ввергнут во тьму кромешную, где плач и скрежет зубов, т.е. лишится жизни и будет обречен на вечные мучения и сожаления об упущенных возможностях.
Вы видите, дорогие братья и сестры, какая это глубокая притча, ведь она раскрывает самую суть нашего спасения?! Не случайно Господь говорит в заключение: «Кто имеет уши слышать, да слышит» (Мф. 25, 30). Если ты хочешь приобщиться полноте бытия, иметь радость и наследовать жизнь вечную, то должен помнить о цели своей жизни, развивать в себе образ Бога и по мере возможности стараться достигнуть подобия Ему. А если забыл об ответственности и идешь своими, не Божиими путями, то наследуешь «плачь и скрежет зубов».
Итак, будем неленостно совершать куплю добродетелей, хранить данную нам в Крещении и сообщаемую в святых Таинствах благодать, исполнять свои христианские и человеческие обязанности, т.е. нести иго благое и легкое – крест Христов, знамение которого через несколько дней мы будем воздвигать для поклонения. И тогда эти духовные таланты помогут нам все прочие дары Божии: силы, способности, имения, здоровье, или же отсутствие этого: немощи, бедность, болезнь, трудности, – преобразовать в духовное богатство: любовь, верность, терпение, смирение, милосердие. Как Апостолы, которые в гонениях за Христа радовались, были нищими, но всех обогащали, ничего не имели, но всем обладали и победоносно совершали дело благовестия Христова (См. 2 Кор. 6, 10). Так и мы, водимые благодатью Божией, принесем Богу сторичный плод и услышим в оный страшный день от Нелицеприятного Судии: «Хорошо, добрый и верный раб, в малом ты был верен, над многим тебя поставлю, войди в радость Господина твоего» (Мф. 25, 23). Аминь.