Что есть талант и почему не надо его зарывать

Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего. По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего… Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпа́л, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпа́л; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то́, что́ имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! (Мф. 25, 14-30).

Сегодня Господь рассказал нам притчу о талантах. О том, как некий господин раздал свое серебро рабам для приумножения, каждому по его способностям, и удалился на долгое время, чтобы потом вернуться и потребовать отчета о том, как они им распорядились. И тех, кто преумножил данные им таланты, господин похвалил и щедро наградил, а того, кто закопал талант в землю, лишил всего и сурово наказал. Эта всем знакомая и, вроде бы, понятная каждому притча имеет большую глубину, она приоткрывает волю Божию о человеке, то, чего хочет от нас Господь.

Традиционное святоотеческое толкование в господине видит Спасителя нашего Иисуса Христа, а в рабах – Его новозаветных служителей: архиереев, священников и дьяконов. Господь принес людям Благую Весть и раздал духовные дарования Своим последователям, а затем отправился к Богу Отцу получить Царство, чтобы во второй раз прийти судить живых и мертвых и испытать, как каждый распорядился Его дарами. Тут все понятно: служители Божии должны распространять огонь Христовой веры на земле. Верный в малом деле проповеди получит великую награду на небе, но кому больше дано, с того больше и спросится.

Однако это притчу можно понимать и в более общем смысле, в применении к каждому человеку, созданному Богом «на добрые дела» (Еф. 2, 10). В таком случае господин – это Бог Отец, а всякий человек – это раб, получивший серебро, чтобы вернуть его приумноженным своему Отцу и Создателю.

А что такое здесь эти таланты? Обычно под талантами понимают творческие дарования или в более широком понимании всякая врожденная способность совершать какое-то дело толково и результативно. Талантливыми называют не только хороших писателей, художников, ученых, но и бизнесменов, спортсменов, актеров и даже водителей. Но неужели профессиональные навыки – это то, что нужно преумножить и вернуть Господу? А есть люди, которые умеют «делать» деньги, и это тоже талант. Неужели Господь ждет от нас умножения материальных благ или даже равномерного распределения их среди жителей земли? А чего вообще Господь ждет от человека, какой от него может быть толк Вседержителю?

Православное богословие говорит о том, что самодостаточный и всеблаженный Бог сотворил мир бескорыстно, из одной чистой любви, чтобы творение приобщалось к благости Создателя. При этом Свое высшее создание, разумного человека Господь ставит на самой вершине тварного мира, чтобы он был другом и помощником Ему в управлении и как бы богом для прочих тварей. И конечно, для такого тесного общения с Творцом человек должен быть сродным Ему по духу, говорить с Ним на одном языке и стараться во всем быть подобным Богу. Его естественным состоянием должны стать любовь, благость, милосердие, святость, одним словом, духовное совершенство. Потому что грешник бежит от святости, которая жжет, обличает его нечистоту, удаляется от света, показывающего его грехи и пороки. Как такой человек может пребывать в свете Божественной благодати, а тем более соединиться с Богом?

Да, всякое дело, даже самое прагматичное, надо делать хорошо и еще лучше, но чего по большому счету ждет от нас Бог? Не совершенства же в игре на скрипке, безупречного владения иностранным языком или успешной научной деятельности, ведь даже такие высокие по земным меркам способности не перейдут через черту смерти в вечность. А что будет жить вечно? Только духовные свойства человека, и то не все, а самое из них совершенное – любовь. Как говорит Апостол: «Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится» (1 Кор. 13, 8-10).

Вот то, чего ждет Господь от человека в земной жизни: чтобы он преумножил любовь, залог, данный ему в творении, и таким образом приблизился к Творцу. Ибо только любящий может быть в общении с Богом, имя Которому любовь. На суде Господь не спросит нас, чему мы научились в этой жизни профессионально, как мы добывали свой хлеб. Он спросит о том, есть ли у нас дела милости, которые свидетельствуют о любви. Преподобный Серафим Саровский очень точно выразил конечную цель человеческой жизни – стяжание благодати Божией. А что есть благодать, как не энергия Божества, как не всех соединяющая, просвещающая и освящающая сила любви?!

Итак, талантом следует назвать заложенную в человеке искру Божества, залог благодати, стремление к общению с Богом, духовную одаренность. Тогда все сходится. Умножая благодать на торжище этого мира, для чего используются все прочие дарования и способности, человек приближается к Богу и делает себя достойным вхождения в вечное Царствие любви.

Духовные таланты веры и благочестия Господь распределяет неодинаково, по силе и возвышенности души, но никто не обижен, потому что у каждого, так или иначе, есть совесть, нравственный закон, есть ум, воля и свобода выбора. Даже если человек в жизни просто был верен внушениям своей совести, «удалялся от зла и творил благо» (Ср. Пс. 33, 15), он этим самым умножал свой единственный талант, вложенное в него Богом добро распространял на ближнего и не лишится награды в вечности. Что же говорить о сознательных христианах, которые последовательно восходят по лестнице духовного совершенства.

Но почему же был осужден раб, зарывший талант в землю, ведь он вернул господину все полученное серебро? Да потому что не захотел учиться любви, изгнал Бога из своей жизни и весь погрузился в суету и земные заботы. Этим он зарыл в землю бесценный талант, свою рожденную для неба душу и не оправдал ожиданий своего Создателя. Бог, как земледелец, сеет ради урожая, а не для того, чтобы получить Свои семена обратно. И даже не столько Господь ждет урожая добродетели в этой жизни, сколько растит в теплице саженцы, закаляет их на земле испытаниями, чтобы потом пересадить деревца в грунт, так сказать, Царствия Небесного.

Если же человек в этой жизни не научился любви, т.е. не сформировался как личность, как духовная сущность, он лишается благодати и извергается вон из светлого чертога во внешнюю тьму, где плач и скрежет зубов, т.е. сожаление об утерянных возможностях и запоздалое раскаяние. Ему не помогут оправдания, что он не понял в этой жизни Бога, что боялся Его и предпочел не иметь с Ним никаких дел, называя Его жестоким. Если боялся, то мог хотя бы из страха узнать, чего Бог от него хочет и сотворить должное. Видимо, не до всех вовремя доходит понимание, что невозможно в этой жизни с Богом и Творцом устроить отношения, как с соседом: у тебя своя жизнь, а у меня своя.

«Телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей», – увещевает нас св. Павел (1 Тим. 4, 8). Каждый сознательный христианин получает большой начальный капитал, размер которого зависит от силы ревности и желания идти за Христом, решимости терпеть ради этого лишения, преодолевать все трудности, жертвовать собой. Идущий этим путем наследует все достояние Божие, несоизмеримое ни с какими земными благами и богатствами. И потому будем стараться возгревать в себе это святое желание, чтобы не растерять данных Богом талантов и употребить их во спасение. «Ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет», – говорит Господь и заключает: «Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мф. 25, 29; 30).Аминь.

Произнесена 16 сентября 2018 г. в Неделю 16-ю по Пятидесятнице на Литургии в Троицком соборе РДМ в Иерусалиме.