Любовь и ее противоположность

«По плодам их узнаете их, – говорит Господь. – Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые» (Мф. 7, 16-17).

Событие, которое мы воспоминаем сегодня, вопиющее беззаконие и ужасное злодеяние, кричащее на небо об отмщении – казнь великого Праведника, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна – является плодом внутреннего устроения царственной четы Иродов, по которому мы познаем их преступное направление воли. Евангелие обличает всю греховность, всю преступность страсти прелюбодеяния и прочих страстей: пьянства, злобы, ненависти, мести, лукавства.

Но если бы не было этого обличения, так ли остро мы воспринимали поведение семьи Иродов? Чем их жизнь отличается от жизни многих и многих наших соотечественников, а порой и нас самих? Кто не без греха, у кого нет страстей и немощей, которые каждый человек склонен в себе извинять, а в других осуждать? Но, может быть, честнее было бы и другим прощать эти немощи, снисходить к ним?

Ведь и Ирода можно оправдать, тем более что это был не тот кровожадный царь Ирод, который убил из-за Христа 14000 младенцев, а его сын, тетрарх, владевший только Галилеей. Услышав об Иисусе, он сказал: «Это Иоанн Креститель воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им» (Мк. 6, 14). Значит верил в возможность воскресения мертвых и реальность чудес. Мало того, Ирод, как сказано, «боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берёг его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его» (Мк. 16, 20). А почему же тогда казнил?

Нам ли судить царей, на которых лежит ответственность за жизнь и смерть многих подданных?! Ну, бывает, разомлел от вина на дне рождения, пришел в восторг от таланта дочери, клятвенно обещал дать до полцарства и вынужден был потом честно исполнить клятву. И дочь не виновата, даже явила добродетель: не прельстилась богатством, но смиренно спросила мать, о чем просить, а затем послушно исполнила задание. Конечно, во всем виновата Иродиада, именно она злоумышляла на праведника, затаив ненависть и жажду мести, вероломно убила и колола затем в исступлении его язык.

Можно ли оправдать и Иродиаду? Оказывается, можно. Ведь она любила Ирода, а Иоанн пытался разлучить их, обличая неправильность такого союза. Владыка Питирим Душанбинский в своем прекрасном, литературно отточенном слове на Усекновение, опираясь на творения иудейского историка Иосифа Флавия, рассказывает трогательную историю о любви двух царственных особ, той любви, которая в своем свободном стремлении к любимому не останавливается ни перед какими препятствиями, ни перед какими человеческими и даже божественными запретами. В своем служении страсти Иродиада не взирала ни на что, ни на иудейский закон, ни на осуждение народа, ни на укоры совести, и когда на ее пути встал праведник, принесла в жертву и его. Как она его ненавидела, этого нищего отшельника и аскета! Что он мог понимать в обычной человеческой жизни, способен ли был представить силу влечения любовной страсти?

Как многие, говорит владыка, воспели бы эту сильную и независимую любовь, если рассматривать ее вне Евангельской истории о убиении величайшего на земле праведника. Но свет Евангелия обличает ее лживость, направленный на «жрецов любви» луч обличения превращает их в кровавых убийц, безжалостных палачей, показывает всю глубину лукавства и ненависти к правде. Вот истинная сущность беззаконной страсти, она дышит убийством и ненавистью на всякого, кто встанет на ее пути, будь он самым святым человеком на земле, да хоть Самим Богом. Фарисеи убили Христа Сына Божия из зависти, потому что Он претендовал на славу и власть в этом мире, на то, к чему они так стремились.

Сколько погублено душ, поломано судеб, развалено семей и травмировано детей под знаменем любви, под прикрытием этого высокого идеала гуманизма! Этим магическим заклинанием, лживо прикрывающим блудную страсть, оправдывается измена, предательство, вероломство и безответственность в отношении Бога и ближнего, убийство внушений совести, уход от света во тьму. Удовлетворение страсти – это, прежде всего, идолослужение, когда по мере ее развития и усиления в жертву идолу приносится все, начиная с духовных, нравственных и материальных ценностей и заканчивая предательством Бога, ближних, себя и самого любимого. Причем имя беззаконной разрушительной страстью украдено у настоящей созидательной любви, царицы добродетелей, высшего состояния человеческого духа, которому сопутствует мир, радость и вечное блаженство.

Действующий по страсти думает, что он свободен в своем выборе, поскольку не взирает на законы и заповеди, но на самом деле является заложником инстинктов природы. Слепая и необузданная страсть влечет его за собой, как жалкого раба, лишает собственной воли, покоя, мира. Любящий же Бога, из любви ограничивающего заповедями свободу творений, идет путем добра и достигает подлинной духовной свободы. Как сказал блаж. Августин: «Люби Бога и делай все, что хочешь». Этот закон можно распространить и на ближнего, потому что любящий хочет только блага для любимого, он не будет губить его душу ради своекорыстных целей, а настоящая любовь подскажет правильные решения.

Итак, сегодняшняя история обличает коварную природу страсти, ее предательскую сущность, показывает ее логическое завершение и плоды во всей их мерзости. Семья Иродов лишь яркая иллюстрация последствий порабощения страстям, предупреждение всем нам, до чего может дойти человек в своем уклонении от путей Божиих. Поэтому будем осуждать не их, они уже обличены Евангелием, но свои грехи, свои опасные немощи и слабости, грозящие перерасти в губительные страсти, чтобы лишить нас свободы и мира во Христе.

Будем же просить Святого Предтечу, чтобы он помог нам жить по правде, искоренять в себе наши пагубные страсти и научиться истинной Христовой любви. Аминь.

Произнесена 11 сентября 2018 г. на Литургии в храме св. царицы Александры РДМ в Иерусалиме.