Итак, каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих. От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным. Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе. Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь. Посему не суди́те никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога (1 Кор. 1-5).
Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их; все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих; также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель! А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос. Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится (Мф. 23, 1-10).
1 сентября – это день начала учебы, когда мы молимся за детей, чтобы они внимали учению и преуспевали в приобретении знаний. Знания важны, для чего учитель должен быть компетентен, но еще важней воспитание, и тут первоочередную роль играет нравственное и духовное устроение наставника. О том, какими качествами должен обладать учитель и ученик, говорят сегодня апостольское и евангельское чтения.
Увещевая коринфян не хвалиться друг перед другом наставниками, св. Павел учит воспринимать себя, Аполлоса, Кифу как служителей Христовых, не более того, а от служителя требуется не звезды с неба хватать, а быть, прежде всего, верным пославшему. Так же и от лидера, наставника требуется быть верным тем идеям, которым он хочет научить детей или ведомых. Если он будет учить детей одному, а сам поступать иначе, требовать от подчиненных одних качеств, а себе позволять другие, то никто не будет его слушать. Т.е. он должен быть цельным, последовательным, дело не должно расходиться у него со словом.
А ученикам следует воспринимать учителя как помощника на пути к идеалу, но не как сам идеал, не смешивать человека и Бога. Иначе получается подмена, о Боге забывают и начинают кичиться, у кого лучше учитель. Поэтому для учителя очень важно иметь смиренномудрие и цельность, для ученика – здравомыслие, и обоим – трезвость ума и памятование о конечной цели.
Апостол Павел делится с нами, как у него получается сохранять это смиренномудрие и трезвость мысли. Он говорит, что ему почти безразлично, что думают о нем другие люди, и даже сам он не оценивает своих успехов, потому что работает не ради похвалы и признания, не ради чувства собственной значимости, а ради Бога для достижения угодной Ему цели. Люди ограничены в способности видеть истину, они судят внешне, не проникая в суть, сам человек тоже субъективен, не способен оценить себя верно, объективно может судить только Бог. Чтобы не обманываться, не надо самому себя оценивать и судить, не надо слушать людей, которые могут не понимать или намеренно льстить, а предоставить суд и похвалу Богу.
У кого-то может возникнуть вопрос: как же тогда ориентироваться, что хорошо, а что плохо, если ни других нельзя судить, ни даже самого себя? Здесь надо сделать оговорку, что в обоих случаях речь идет об оценке всего человека, навешивании на него ярлыка и соответствующие этому чувства гордости, злорадства, превозношения. Как правило, других людей мы оцениваем отрицательно, а себя положительно. Классический пример: евангельский фарисей, который говорил: «Благодарю Тебя, Господи, за то, что я такой хороший, а не как прочие, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь».
Оценивать же те или иные действия других и свои собственные мы можем и должны, в чем нам помогает совесть. Видеть добро и зло необходимо, чтобы к одному стремиться, а от другого уклоняться, но окончательный и категоричный суд нужно оставлять Богу. Если же хочется повесить ярлык, лучше другим приписывать добродетели, а себе – пороки, т.е. ближних оправдывать, а себя уничижать, и то не вслух, а про себя в целях самовоспитания.
Посмотрим теперь, о чем говорит сегодня Евангелие. «На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи», – говорит Господь. Моисей был верным слугой Божиим, желал вывести свой народ в землю обетованную, забывая о себе. Например, когда они уклонились в идолопоклонство, сделав золотого тельца, Моисей молит Бога о помиловании, принимая на себя всю ответственность за соплеменников: «Прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей» (Исх. 32, 31-32). У тех же, кто называл себя его преемниками и примерял на себя лавры Моисея, и в помине не было его верности Богу, жертвенности и ответственности. У них были совсем другие цели: не народ спасать, а себя рекламировать как праведников, чтобы пользоваться почитанием и приношениями от людей. Они служили иному богу, золотому тельцу и своему чреву. Оказывается, можно говорить доброе со злыми намерениями, служением Богу прикрывать служение себе и своим страстям.
Поэтому Господь обличает фарисеев, этих ложных учителей и воспитателей, и велит Своим последователям исполнять их правильные наставления, но не уподобляться им в лицемерии и идолослужении. Они придумывают для народа все новые требования и ограничения, чтобы казаться строгими ревнителями закона, а сами ничего из этого не выполняют. Здесь наблюдаются двойные стандарты, духовная шизофрения, т.е. раздвоение личности. Господь сравнивает их с крашеными гробами, называет достойными ада порождениями ехидны, лицемерами, примеряющими на себя личину праведности, а по сути являющимися убийцами и гонителями Божиих посланников. А причина такого внутреннего разложения и раскола – расхождение слов с делом, служение страсти тщеславия и сребролюбия под видом служения Богу. И строгие ограничения для народа, и расширение религиозных одежд, и показные молитвы – все для того, «чтобы видели их люди», чтобы слушались и называли учителями, т.е. из тщеславия и властолюбия.
Но тщеславие свойственно не только фарисеям, в той или иной мере оно есть у каждого, и потому Господь обращается к христианам: «А вы не называйтесь учителями, отцами, наставниками, Христос ваш Учитель, Отец и Наставник, а вы все братья». Это не значит, что среди христиан не может быть учителей и духовных отцов, этого служения никто не отменял. Среди людей существует иерархия, у всех разные таланты, например, дарование учительства или наставничества, и награду получат те, кто их реализует не на словах, а на деле. Но не должно быть тщеславного желания называться таковыми, потому что это свидетельствует о тяжкой духовной болезни, начале трагического раскола личности.
Да и по большому счету, если сравнивать людей с Богом, со Христом, все мы оказываемся примерно равны, все на положении детей, учеников и наставляемых. Отсюда урок для учащего: имей смиренномудрие, потому что твое учительство не от тебя, а от Христа, и сам исполняй то, чему учишь других. Урок для учащегося: имей рассуждение, никого на земле не называй учителем или отцом с большой буквы, не путай человека с Богом. Нельзя найти идеала в людях, совершен один только Бог.
И последний урок Господь дает для всех, учителей и учеников: «Больший из вас да будет вам слуга», т.е. подлинно велик тот, кто смиренно служит другим, дело служения любви сочетая со смиренномудрием. Смирение помогает делать дело, учить и учиться, а тщеславие и гордость разрушают любое, самое возвышенное начинание, растаскивая из души последнее добро. Ибо непреложен духовный закон: «Кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится». Аминь.