Сегодня Святая Церковь празднует перенесение Нерукотворного Образа Спасителя нашего Иисуса Христа из Эдессы, столицы располагавшегося между Тигром и Евфратом государства Осроены, в Константинополь в X в. История появления образа связана с исцелением царя Эдессы Авгаря, болевшего проказой. Этот современник Христа, который из-за последствий болезни не мог даже показаться перед своими подданными, услышал о совершаемых Господом чудесах и уверовал в Него. Тогда он послал в Иерусалим своего слугу, чтобы тот упросил Спасителя придти и исцелить его, или хотя бы изобразил красками на полотне черты Праведника. Господь принял посланника, но не имел возможности идти с ним в Эдессу, а у царского слуги никак не получалось написать портрет. Тогда Спаситель умылся, отер платком Свое лицо, и тут же на плате чудесным образом, без участия рук человеческих, изобразился Его пречистый лик. Посланный вернулся в Эдессу с чудотворным образом на плате, и царь получил исцеление.

После Воскресения Христова в те земли был послан апостол Фома, который крестил царя и весь народ. Позже, при преемнике Авгаря, верующие спасли образ от уничтожения, замуровав его в нише стены города. Когда персы осадили в VI веке Эдессу, епископ города, по бывшему ему от Бога откровению, обрел святой Образ, а враги тотчас бежали.

Изображение Бога – великий дар, ставший возможным благодаря Боговоплощению. Теперь, поклоняясь иконе Спасителя, мы возносим почитание изображенному на ней и получаем благодать. Но до нас не дошли рукотворные изображения Господа. С первого века сохранилось только два нерукотворных изображения Христа: Туринская Плащаница, на которой черты Спасителя отпечатались проходившей через ткань благодатной энергией при Воскресении, и Нерукотворный Образ. Последний дошел до нас в списках, поскольку был утерян после взятия Константинополя крестоносцами. Причем оба эти изображения почти одинаково передают лик Спасителя.

Господь пришел на землю для того, чтобы образ Божий, сокрытый в каждом человеке, очистить, освятить, отделить от чуждых естеству наслоений, чтобы он снова засиял, чтобы каждый из нас достиг заложенного потенциально при творении богоподобия.

Но как это сделать? В положенном на воспоминание Нерукотворенного Образа Евангельском чтении повествуется о том, как Христа не приняли в Самарии на ночлег именно потому, что «Он имел вид путешествующего в Иерусалим», по-славянски «яко лице его бе грядущее во Иерусалим» (Лк. 9, 53). И когда Апостолы в порыве ревности хотели послать огонь с неба на не принимающих Бога, как это сделал пророк Илия, Господь остановил их: «Не знаете, какого вы духа, ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк. 9, 55-56). Погрязший во грехе мир не принимает образа благочестия, восхождения в Небесный Иерусалим, и его невозможно заставить это сделать, если он этого не хочет. Господь пришел на землю, чтобы Своими делами, Своей кротостью, Своими страданиями обличить грех. И эта сила добра, смирения и любви преобразила мир. Те, кто захотел, кто услышал, кто откликнулся сердцем на призыв веры, внял голосу совести, которая заложена в нас Богом, услышали зов Господа в своем сердце и обратились к свету. Они приняли благовестие любви, узнали голос и образ Христа, заложенный в их души при творении, и последовали за Спасителем.

Этот образ Божий, воспринимаемый человеком, невозможно передать и описать. Когда посланный царя Авгаря хотел запечатлеть Господа, у него ничего не получалось, потому что лицо Спасителя каждую секунду менялось от действия исполнявшей Его благодати. Божество неизобразимо. Дух Святый, Который «дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит» (Ин. 3, 8), не поддается изображению красками. Потому что наше спасение намного глубже, чем внешнее, чем то, что можно описать. Образ Божий запечатлевается в человеке благодатью Божией, таинственным образом, одновременно и непонятным для нас, и естественным. И то, что в своей сути является чрезвычайно сложным, на практике оказывается простым и доступным каждому.

Господь наш Иисус Христос основал на земле Свою Церковь специально для того, чтобы мы приобщались в ней Его божественной природе. Будучи истинным Богом и истинным Человеком, в Котором человечество неотделимо от Божества, Он хочет, чтобы и наше человечество облеклось в Божество, чтобы люди становились богами по благодати. Для этого мы приходим сюда с верой все: добрые и злые, простые и сложные, умные и не слишком – и соединяемся со Христом в Таинстве Причащения, чтобы Он помог нам стать лучше. И тогда Его божественный образ ложится на наш ум и сердце, формирует сознание, невидимо изменяет душу и тело, преображая все наше существо.

Второе сегодняшнее Евангелие тоже говорит об образе: когда лукавые фарисеи искушали Господа по поводу необходимости уплаты налогов, желая обвинить Его, Он очень мудро указывает им на монету с изображением императора: «Итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22, 21).

Действительно, в нашей жизни многое мы делаем потому, что этого требуют земные законы и обстоятельства, а не Бог. Но, на самом деле, у верующего человека есть тысяча способов духовно возрастать, потому что и исполнение закона, и подчинение властям – это тоже угодно Богу. Но самое главное, чтобы мы не забывали отдавать Божие Богу. Потому что, в отличие от земных ценностей, все мы монеты из Божией сокровищницы, на которых написано имя и образ нашего Царя Христа, искупившего нас Своей бесценной кровью, и мы не свои. Человеческая душа бесценна, но только тогда, когда соответствует своему предназначению, соединяясь с Творцом, а иначе она не стоит и «ломаного гроша».

Поэтому будем внимательны к своей жизни, чтобы, по необходимости занимаясь кесаревым, не увлечься и не оказаться носителями образа мира сего, враждующего на Бога. Страшно даже представить, как Господь по смерти, решая нашу дальнейшую участь, укажет на душу и спросит Ангелов: «Чий образ сей и написание?» (Мф. 22, 20). И не будет необходимости заглядывать в книги или опрашивать свидетелей, все будет написано на самой душе…

Итак, постараемся оправдать почетное имя христианина, стараясь в уме и сердце напечатлеть навеки образ нашего Царя Христа, проникнуться Его духом, духом Евангелия. Этот чудотворный нерукотворный образ исцелит душу и тело от всех болезней и искажений, сделает нас прекрасными. Он станет пропуском в Царствие Божие, в небесные обители, уготованные стяжавшим образ и подобие Христа Бога нашего. Аминь.

Произнесена 29 августа 2015 г. в субботу 12-й седмицы по Пятидесятнице на Литургии в храме св. прор. Илии в Хайфе.