Сегодня мы празднуем окончание земной жизни Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Ее славное переселение от земли на небо. Это радостное событие невозможно назвать смертью или даже кончиной, не только для нас, для Самой Девы оно было светлым и безболезненным. Святая Церковь называет этот краткий момент ухода Богородицы Успением, потому что в глазах окружающих Она уснула легким сном, чтобы тут же проснуться уже в ином, духовном мире. Но по сути это преставление, т.е. переставление, взятие Ее из этой жизни и поставление на небе. После победы Христа над смертью умерших мы называем усопшими, почившими, упокоившимися и преставившимися, указывая не на окончание жизни, а на переход ее в иное состояние.

Но Пресвятая Богородица, в отличие от многих добродетельных людей, не просто перешла в состояние ожидания будущего воздаяния и даже не в состояние деятельной помощи живущим, как все святые. Она была взята на небо вместе с телом, т.е. таинственным образом воскресла прежде всеобщего воскресения, подобно своему Божественному Сыну и вознеслась на Небо. Поэтому не случайно песнопения во время Ее погребения перекликаются с тропарями Великой субботы.

Критики христианства и протестанты выступают против прославления Пресвятой Богородицы, называя Ее простым человеком. Но действительно ли Она простой человек? Пресвятая Дева наследовала лучшие качества еврейского народа, став благоухающим плодом молитв и ревностного служения Богу многих поколений благочестивых иудеев. Для того Господь и избрал этот простой кочевой народ, для того и воспитывал его на протяжении столетий, чтобы он произвел человека, способного вместить Божество.

И когда родился на земле такой человек – Святая Богоотроковица, самой сущностью Которой было горячее желание служить Богу, Господь дал Ей такие дарования Святого Духа, которых не давал никому из смертных. Если любой человек, хотя и один день проживет на земле, не свободен от греха, как говорит Священное Писание, то Матерь Божия не знала греха на протяжении всей Своей жизни.

Мало того, все эти унаследованные от естества и полученные от благодати дарования Она многократно приумножила Своим трудом. Поэтому Святая Дева стала способной и достойной вместить в Себя Божество, и именно Ей мы обязаны тем, что Спаситель пришел на землю и открыл для нас Царствие Небесное. Под силу ли это простому человеку?

Хотя к моменту воплощения Сына Божия Богородица уже была самым совершенным на земле человеком, Она и после не переставала совершенствоваться. Да и могла ли Пречистая остаться такой же, соединившись с огнем Божества?! В Своем духовном восхождении Она превзошла не только людей, но и невидимый ангельский мир, поднявшись на самый верх разумного творения. Более того, Пресвятая Дева даже вышла некоторым образом за его пределы, потому что являет собой идеал настоящего обожения.

Царица Неба и Земли, Пресвятая Владычица играет особую роль в судьбах человечества и в спасении всех людей. Не случайно мы обращаемся к Ней в молитвах по-особому: «Пресвятая Богородица, спаси нас», а не так, как к прочим святым. Как Христос при вознесении сказал ученикам: «Аз есмь с вами до скончания века», так и Матерь Божия сказала Апостолам: «Радуйтесь, Я с вами во все дни».

Если Христос есть Новый Адам и родоначальник нового, преображенного благодатью человечества, то Матерь Божия – это Новая Ева, Духовная Мать Церкви и каждого обновленного во Христе человека. Для Своих духовных детей Она является и примером, и наставницей, и молитвенницей, и ходатаицей пред Своим Божественным Сыном. Причем духовное с Ней родство достигает полноты, когда в таинстве Евхаристии мы приобщаемся Пречистых Тела и Крови рожденного Ею Христа, становясь одним телом с Ней и всей Церковью.

Можно ли после всего сказанного говорить, что Она простой человек? Возможно ли исчислить добродетели, измерить величие и оценить Богоподобную красоту Пречистой Девы? Ум теряется в океане Ее совершенств, не может охватить полноту идеала, так что остается одно восхищение и радость, что мы имеем такую Мать и Заступницу. Только бы мы старались подражать Ей в добродетели, походить на Нее по мере сил. Но чтобы подражать, нужно видеть отдельные хорошие качества, поэтому давайте обратим внимание на еще одно важное Ее свойство, помимо беспредельной преданности воли Божией.

В праздничном апостольском чтении св. Павел призывает христиан «иметь те же чувствования, что и во Христе Иисусе», Который, «будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу, но… сделавшись подобным человекам… смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Филип. 2, 5-8). Здесь мы видим потрясающую картину самоуничижения и самоумаления Христа Бога из любви ради спасения человечества и пример для всех Его последователей. Если Сам Бог так смиряется, как же не смиряться нам, грешным?!

Причем это смирение Сына Божия послужило к Его возвеличиванию и получению власти: «Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Филип. 2, 9-11). Следствием смирения стала Его власть на земле и на небе и признание всеми Его равенства в славе Богу Отцу.

Почему это чтение положено на Богородичных праздниках? Только ли потому, что здесь говорится о воплощении Сына Божия, рожденного от Девы? Не указание ли это на то, что и Матерь Божия явила великое самоотвержение в служении и величайшее смирение, что за это и Она восприяла славу и особую роль в спасении людей?

В Евангелиях почти не видно и не слышно Матери Христа, в то время как Ее вклад в таинство Домостроительства и значимость невозможно переоценить. Обычно принято говорить, что сын пошел в мать, но там, где Бог рождается от человека, непонятно, кто в кого. Однако совершенно несомненно, что Матерь Божия в Своем жертвенном умалении и в смиренномудрии оказалась достойной Своего Сына. И Господь вознаградил Ее добродетель, призрел на смирение Рабы Своей, Которую отныне, с момента рождения Спасителя, и особенно после Ее славного Успения, ублажают все роды (Ср. Лк. 1, 48).

Действительно, высота добродетели и совершенства соизмерима в Ней с глубиной величайшего смирения. И это простой и понятный урок для всех нас: учись умаляться в любви, служить, жертвовать, смиряться и будешь подобен Христу и Его Пречистой Матери, наследуешь славу и блаженство и перейдешь из смерти в жизнь. Аминь.

Произнесена 28 августа 2018 г. на Литургии в Троицком соборе РДМ в Иерусалиме.