Поздравляю вас с великим праздником – Успением Пресвятой Владычицы нашей Богородицы! Этот праздник у православных всегда был одним из самых любимых, как в России, где много Успенских соборов, так и в Греции – Византии, и по всему миру. Мы знаем, что Успение Божией Матери называется еще Богородичной Пасхой, потому что это самый великий из богородичных праздников, которому предшествует хоть и самый короткий, но самый строгий, почти такой же, как Великий, Успенский пост.
Но не только поэтому. Как известно, Матерь Божия тоже воскресла после того, как Ее пречистое тело три дня находилось во гробе. И мы так же совершаем в храме Ее погребение, шествуем с плащаницей и поем погребальные тропари, как и в Великую субботу над телом Спасителя. В этих скорбно-торжественных песнопениях основной мотив – недоумение, как вместилища Жизни, Матери Творца и безгрешного сосуда благодати Божией могло коснуться тление?! Матерь Божия в Своей жизни ни в чем не согрешила и не должна была умереть. Но грех прародителей, тяготеющий над родом человеческим, приклонил Ее на ложе упокоения от трудов земных до Страшного Суда. И Она, как и в жизни во всем смирялась, растворяясь в воле Божией и в служении ближним, так и здесь смиренно принимает удел всех смертных: «Се раба Господня, да будет Мне по слову Твоему» (Лк. 1, 38).
Но Господь, Который не мог видеть мучений рода человеческого, страдающего за свои грехи, тем более не мог допустить, чтобы Пречистая Матерь Его оставалась во гробе. Сначала, в день преставления Пресвятой Богородицы, на глазах у изумленных Апостолов, пришедших проводить Ее в последний путь, Христос с честью возносит Ее душу на Небо. А через три дня, когда, промыслом Божиим, опоздавший на погребение апостол Фома пожелал поклониться телу Пречистой Марии, обнаружилось, что гроб Ее пуст. Это значит, что Господь воскресил Ее в теле до всеобщего Воскресения, чтобы Она уже сейчас в обновленной природе служила ходатаицей всему роду человеческому. Спаситель воскресил и Лазаря Четверодневного, и сына Наинской вдовицы, но они потом снова умерли, а Матерь Божия отныне и во веки пребывает в Царствии Божием. Она первая из всех людей с телом окончательно перешла в жизнь вечную и победила смерть, «общее воскресение уверяя».
Христос есть Новый Адам, в Котором весь род человеческий обретает жизнь, но не земную, как изначально, а вечную. И Его Пречистая Матерь, как новая Ева, которая была матерью всех живущих, стала Матерью преходящих от смерти к жизни, всех обновленных во Христе жителей Царствия Небесного. И поэтому Она – наша, после Бога, самая великая заступница и помощница, мост от земли до Неба. Как в земном житии Она обо всех заботилась, забывая о Себе, так и теперь в Духе Святом Пресвятая Богородица слышит все наши воздыхания и молитвы. Она наша общая Небесная Мать, по самому только материнству Своему не отвергающая ни одного из Своих детей, какими бы ущербными и нерадивыми они ни были. Наипаче же заботится Она о тех, кто в Сыне Ее полагает всю свою надежду и упование, кто причащается сотканных в Ее утробе Тела и Крови Христа Бога нашего, становясь Ее детьми и по плоти. И потому мы простираем к Царице Небесной самые горячие свои молитвы и верим, что Она, «во успении Своем мир не оставляющая», не оставит и каждого из нас в неравной борьбе с миром, а утешит, укрепит и поможет победить последнего врага – смерть – в нашем восхождении к блаженной вечности. Аминь.