Празднуя сегодня в очередной раз Воскресение Христово и совершая отдание Преображения, мы в тоже время готовимся встретить дивный праздник Успения Пресвятой Богородицы. Таким образом, ныне соприкасаются друг с другом три великих христианских праздника и три великих таинства: преображающей жизни, животворящей смерти и обожающего воскресения. Это урок для нас: если будем жить достойно, преображаясь в достижении подобия Божия, то наша смерть будет началом жизни вечной и воскресения во славе со Христом.
Вот подходит к концу Успенский пост, и скоро мы будем праздновать Богородичную Пасху – славное Успение Пресвятой Богородицы, воспоминая Ее блаженную кончину, погребение и взятие Ее души на небо Самим Спасителем. Апостол Фома промыслительно снова опоздает, и все узнают, что Ее пречистого тела нет в гробнице. Это значит, что Она воскресла прежде всеобщего воскресения и взята с телом на небо, чтобы пребывать со Своим возлюбленным Сыном и помогать живущим на земле.
Пресвятая Богородица является примером и образом всякой христианской души, призванной родить наитием Святого Духа в Крещении Христа в своем сердце, воспитывать Его следованием воле Божией, творением добрых дел, участием в таинствах Церкви, чтобы нераздельно с Ним соединиться и Ему уподобиться. Чтобы мы могли сказать вместе с Апостолом: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2, 20), когда «ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы… ни другая какая тварь не сможет отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8, 38-39).
Сын Человеческий Иисус Христос прославил на земле Бога Отца тем, что добровольно по великой любви к роду человеческому воспринял наше естество и претерпел страдания и смерть, чтобы избавить нас от работы греху и воскресить с Собой для жизни вечной. «Отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе, – говорит апостол Иоанн, – они упокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними» (Откр. 14, 13). Теперь все идущие за Господом наследуют плоды Его победы, а дела являются свидетельством их принадлежности Христу Царю и пропуском в Его Царство.
Жизнь по заповедям Христовым преображает человека, делает его носителем Христовой любви и святости, гражданином Небесного Царствия, где все похожи на Христа, причастником небесной славы, которую явил Господь Своим ученикам в Преображении на Фаворе. И такому человеку не страшна земная смерть, потому что она становится всего лишь дверью, переходом в блаженную жизнь и уже не навевает страх и смятение, а дает радостную надежду на скорую встречу с возлюбленным Господом и умершими во Христе.
Но чтобы сподобиться этой небесной славы и наследовать достояние Божие, нужно жить с Богом, воздавать Ему честь и поклонение, разделять с Ним в молитве свои скорби и радости, нести крест исполнения заповедей, чтобы сподобиться и светлого с Ним воскресения. И это единственный путь к наследию Царствия Небесного и спасению души. Другим путем пошли работники виноградника, которые не желали знать Бога, не хотели отдавать ему начатки плодов Его же виноградника, убивали всех посылаемых к ним за плодами – внушения совести. Они не постыдились даже убить Единородного Его Сына, безумно надеясь силой завладеть достоянием Божиим, но погибли злой смертью, потому что к благу стремились незаконными способами.
А Бог готов отдать всего Себя, все Свое достояние даром, столько, сколько человек может вместить. Но для этого нужно жить с Богом, постепенно увеличивая в себе способность вмещать, духовно дорасти до принятия этого небесного сокровища, верностью в малом доказывая в земной жизни свое желание наследовать Божие достояние.
Сегодня мы также отмечаем преставление и второе обретение мощей святителя Тихона, Задонского чудотворца, который, кстати, почил о Господе в день воскресный, как и было ему заранее открыто: «Помни день недельный». Этот русский Златоуст, ревностный Святитель, пламенный молитвенник к Богу и мудрый духовный писатель, оставил нам, помимо прочего, замечательную книгу «Сокровище духовное, от мира собираемое». В ней он, пользуясь земными образами и обстоятельствами, учит нас возводить свой ум к Богу по всякому поводу, чтобы всегда иметь духовное назидание, подобно пчеле, собирающей нектар с разных цветов.
Так, например, образ весны он употребляет для размышления о воскресении. Подобно тому, как весной все творение под небом обновляется, так и по воскресении все будет новым. «Вот, творю все новое», – говорит Господь (Откр. 21, 5). Как весной деревья и трава оживают и предстают в том виде, который соответствует их внутреннему содержанию, так и в воскресение мертвых все оживут и раскроются по делам своим. И как похожие по внешнему виду зимой живые и мертвые деревья весной становятся различимыми, ибо живые выпускают листья и цветы, так и по воскресении тела праведных просветятся и расцветут, а тела грешных, казавшиеся живыми, покажут свое безобразие.
«Христианин! – восклицает Святитель. – Хочешь с благочестивыми, праведными и святыми тогда участие иметь – живи ныне благочестиво, свято и праведно. Что ныне внутри у человека имеется, то и тогда вне явится. Имеется ли благочестие? Тогда оно покажется. Имеется ли нечестие и лицемерие? Тогда оно проявится».
Благочестие же, по свт. Тихону, основывается на живой вере, состоит из страха и любви к Богу и выражается в желании быть с Ним. «Человек, любящий Бога, – говорит он, – пребывает на земле ногами, а на небе сердцем… с людьми живет, но духом предстоит любимому Богу и поклоняется Ему». А связь благочестия и славы Святитель иллюстрирует так: «Видишь, что, когда идем к солнцу, тень за нами идет… Так и люди благочестивые: приближаются они к Богу, последует за ними и слава… И хотя они от славы убегают, но слава за ними бежит и от нее уйти не могут. Напротив того… чем далее от солнца отходим, тем более тень от нас отступает, и хотя бежим за тенью, но достигнуть ее не можем. Так и люди миролюбивые, чем они более от Бога удаляются, тем более бежит от них слава. Сие научает тя искать и приближаться к Богу смирением, молитвою, обучением христианских добродетелей и презирать мира сего славу… Не тот бо славен, кого мир славит, но тот, кого Бог прославит. Прославляет же Бог того, кто Его прославляет».
Итак, будем искать подлинной славы у Бога, той славы, которую Христос приоткрыл апостолам в Преображении, которую Он явил в отношении Своей Пречистой Матери в день Успения и которой приобщатся праведные по воскресении, когда «воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» (Мф. 13, 43). Аминь.