Будьте как дети. На день памяти мч. Иоанна Воина

Сегодня, дорогие братья и сестры, Евангельское чтение напомнило нам о чуде со статиром. Когда в Капернауме к апостолу Петру подошли сборщики налога на Храм и спросили, не заплатит ли Учитель, он ответил утвердительно, поскольку, видимо, эту пошлину Христос давал и раньше. Храм требовал много средств на свое содержание, и этот налог раз в году платили все иудеи, кроме священников и левитов. Но если священнослужители освобождались от уплаты, то должен ли был платить Сын Бога Отца, Иерей по чину Мелхиседекову и Великий Архиерей Царствия Божия?

Господь предупреждает вопрос Петра и спрашивает его: «Как ты думаешь, Симон, цари земные с кого берут пошлины, с сынов ли своих, или с посторонних?» (Ср. Мф. 17, 25). И когда тот соглашается, что налог на содержание царского дворца не должны платить его обитатели, Спаситель подводит итог: «Итак, сыны свободны, но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и во рту у первой рыбы, которая попадется, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя» (Ср. Мф. 17, 26-27).

Сын Божий больше ветхозаветного Храма, Он Сам – Бог, «ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно» (Кол. 2, 9), Он Сам – Спаситель, и «нет другого имени под небом… которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4, 12). Последователи Христа не нуждаются в земном святилище, потому что Господь является и будет для них храмом, а они – для Господа. В этой взаимной любви происходит исполнение закона и освобождение от рабства букве. Христианский закон, закон любви и совершенства, неизмеримо выше ветхозаветного, потому что охватывает, включает его в себя, но не останавливается на земном и внешнем, а устремляется в небесную высоту.

Да, сыны Небесного Царя свободны, но эта свобода не должна быть соблазном для других и поводом пренебрегать своими земными обязанностями. Христиане должны подчиняться земным законам не из страха наказания, но за совесть, чтобы никого не соблазнить и во всем подавать хороший пример. Поэтому Христос, у Которого не было таких денег, но не было и ничего неподвластного Ему на земле, совершает чудо для нашего назидания и укрепления в вере. Ведь если Он знал, что первая рыба, которую поймает Петр, проглотит монету, Он всеведущ, а если Сам сотворил в ней статир, то всемогущ. Этим чудом Господь учит нас полагаться на Него, соблюдать земные законы, но и не забывать о своем высшем предназначении.

А во втором эпизоде Евангелия апостолы спрашивают Христа о том, кто больше в Царствии Божием. Они все еще воспринимают его как обычное, земное царство и спорят о том, кто из них больше, кто ближе ко Христу и будет иметь больше влияния. Но Господь берет очень понятный для каждого пример – детей. Он ставит перед ними ребенка и говорит: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18, 3). Они уже делят места в будущей славе, а Господь возвращает к труду над собой: «Если вы не уподобитесь детям во внутреннем устроении, не смиритесь и не укротите свои страсти, то даже не войдете в Мое Царство».

Спаситель отвечает на вопрос и ранее мучавший апостолов: что делает человека великим в Царствии Небесном? До этого Господь говорил им о Крестителе, что он больший среди рожденных женами, но меньший в Царствии Небесном, и они недоумевали, какие же качества в духовном плане самые ценные? И вот Господь поясняет, что желающий спастись должен обратиться, т.е. оставить свои, не совпадающие с волей Божией пути, идти за Господом и уподобиться простым и незлобивым детям.

Дети не умеют лукавить, они еще не поражены грехом и различными страстями и действуют в простоте. Дети доверчивы, открыты, они беззащитны и во всем зависят от взрослых. Так и нам надо жить чисто, избавляться от страстей и чувствовать свою зависимость от Бога, не надеяться на свои силы и во всем уповать на Господа.

«Кто умалится, как это дитя, – говорит Спаситель, – тот и больше в Царстве Небесном» (Мф. 18, 4). Стать как дети, значит отказаться от тщеславия, от гордости, от самолюбия и из эгоцентричных стать христоцентричными. Чтобы Христос занимал в нашей жизни, в нашем сердце первое, центральное место, а второе чтобы мы разделяли с ближними. Блаженство христианина в умалении, когда он забывает о себе ради любви к другим.

Сегодня мы празднуем память святого мученика Иоанна Воина, особо почитаемого в нашей Церкви как помощника скорбящим, который стяжал святость именно через самоотверженное служение ближнему. В его житии мы не находим особых чудес, он не был великомучеником, даже мучеником не был, потому что по смерти императора был освобожден из тюрьмы и умер своей смертью после долгой жизни, т.е. пострадал как исповедник. Но из его жития мы узнаем, что во время гонений, будучи воином, он предупреждал христиан о преследовании, помогал им бежать, за что и сам пострадал, а после мужественного исповедания Христа до конца дней своих творил добро, посвятив себя служению людям.

Через какое-то время после его кончины даже было забыто место его погребения, но добро всегда возвращается. Господь не оставляет без награды угодников Своих и ставит их на свещнице как пример для всех. Святой является после смерти одной женщине, открывая свои мощи, от которых тогда совершается множество исцелений. Так Византия и затем Русь получают нового небесного помощника страждущим, угодившего Богу и получившего от Него благодатную силу помогать нуждающимся.

Итак, любовь ко Христу и к ближнему – вот что делает нас сынами Царствия Небесного и наследниками вечных благ. Идя этим путем свободы, мы не освобождаемся от подчинения законам этого мира, но будем помнить о том, что мы имеем высший закон; что соблюдение правил приличия, исполнение внешних предписаний – это не все, а только малая, видимая часть из того, к чему нас призывает Господь.

Если мы, уподобляясь детям, будем стараться быть проще, смиренней и, забывая о себе, служить ближнему, как Самому Христу, Господь позаботится о подобающем нам месте в Своем Небесном Царствии, ибо «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9). Аминь.

Произнесена 12 августа 2017 г. в субботу 10-й седмицы по Пятидесятнице на Литургии в Троицком соборе РДМ в Иерусалиме.