Эммаус – момент истины

После распятия и погребения Спасителя Его ученики были обуреваемы сомнениями и пребывали в смятении. Они поверили Благовестию, воодушевились, пошли за Господом, но внезапно все закончилось трагически. Как бывало не раз в истории: является какой-то молодой лидер, вдохновляет людей восстать против тирана, обещает светлое будущее, и все уже грезят свободой и счастьем, но приходят войска, разгоняют восставших, казнят зачинщиков, и становится еще горше, чем было.

Действительно, со смертью не поспоришь. Мы уже привыкли к тому, что, когда она приходит, уже ничего не поделаешь. Последователи Христа оказались в сложном положении. Они уже перестали быть учениками, но не стали еще апостолами, оставили землю, но еще не достигли неба. С одной стороны, они живут верой, и сердце подсказывает им, что Господь – Сама Истина, а с другой, очевидность противоречит убеждению. И те люди, которые кричали Христу: «Если Ты царь, сойди с креста», теперь насмехались над теми, кто Ему поверил, так что оставаться в Иерусалиме стало невыносимо.

Во исполнение пророчества: «Поражу Пастыря, и рассеются овцы стада» (Мф. 26, 31, ср. Зах. 13, 7) двое из последователей Христовых покидают Сион и отправляются в Эммаус. Это был древний город в тридцати примерно километрах от Иерусалима, который в римские и особенно в византийские времена был велик и известен, имел своего епископа, но после разорения арабами пришел в запустение и обнаружен уже в наши дни. Эммаус переводится как «горячий источник», а другое его название – Никополь, «город победы». 

Итак, и это весьма символично, ученики удаляются от Иерусалима, снисходят с духовной высоты, погружаясь в бесконечные размышления и сомнения. Но вот является Некто, идет рядом с ними, спрашивает о причине скорби и недоумения. В беседе о наболевшем их ум, переходя от событий настоящих к пророчествам, постепенно раскрывается, просветляется, многое становится понятным. А сердце, как они потом уже осознали, все это время горело в них благодатным огнем. Мало-помалу они утешаются, утверждаются, обретают внутреннюю силу и, подойдя к городу, уговаривают своего дивного спутника возлечь с ними за трапезой. Как только их таинственный собеседник преломляет хлеб и дает им, они узнают в нем своего Господа и Спасителя, Который в тот же миг становится невидим.

Этот момент очень важен. По сути это грань между Ветхим и Новым Заветами, одушевление нового творения. Раньше Бог Дух Святой являлся людям извне, наставляя их ко спасению, которое только предстояло в будущем. А в Новом Завете Дух Божий вселяется в человеках, живет в нас. С момента Крещения Христос пребывает в нашем сердце, а дьявол изгоняется за его пределы. Присутствие Христа творит чудо, удивительную перемену настроения, внутренний поворот от сомнений к твердой вере.

Теперь уже пламенные апостолы Лука и Клеопа разворачиваются и в тот же день возвращаются в Иерусалим. Им не помешало то, что солнце уже склонилось, что они устали, преодолев эти 30 км, теперь они бодро прошли то же расстояние в темноте, потому что исполнились небесным светом, стали новым творением. В этом месте, ставшем точкой разворота, Господь изменил их души, сделал их горячими источниками и победителями сомнений и страхов.

И при входе в Иерусалим это были уже другие люди. Внешне такие же запыленные странники, они уже ничего не боялись и по-другому, с жалостью смотрели на людей, не способных вместить Христова величия, Его победы над смертью. Когда же они присоединились к прочим Апостолам, которым уже явился Господь, это была другая община, это был уже зачаток нашей Новозаветной Церкви, по сошествии Святого Духа покорившей вселенную.

И, наверное, к нам обращены эти укоряющие слова Господа: «О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!» (Лк. 24, 25). Потому что тогда для осиротевших учеников Христовых было естественно терзаться сомнениями, а мы с вами, зная все, уже испытав в своем сердце радость воскресения и вкусив благодати Божией, еще иногда сомневаемся.

И мы знаем, что та великая сила, которая перевернула внутренний мир Луки и Клеопы, есть причастие Святых Христовых Таин. Господь специально для них совершил Евхаристию, преломил хлеб, преложив его в Свое Тело. Вот что перерождает нас, обновляет и из мрачных делает светлыми, из земных – небесными. Христос, Хлеб, сшедший с Небес, питает нас Собой, чудесно обновляя наше земное естество. Он, наш Небесный Врач, делает нам переливание крови, заменяя отравленную грехом кровь Адама Своей.

Причем в момент пресуществления Господь становится невидимым, как бы весь прелагаясь в Святые Дары, чтобы всегда пребывать с нами и внутренне укреплять. В этом наша заслуга и сила, что мы, не видя, веруем и ходим надеждой, опираясь на эту помощь Христову, о которой знаем не понаслышке.

Поэтому мы с вами, пришедшие сегодня помолиться и почтить воскресение Христово, будем благодарить Господа за этот великий Его дар, за возможность черпать силу и утверждение в Таинствах, в причастии Его Тела и Крови. Будем стараться утверждаться в своей жизни на этом внутреннем стержне, чтобы быть примером для других людей, все еще нисходящих от Иерусалима в сомнениях и часто «впадающих в разбойники». Пусть они увидят, что есть Добрый Самарянин, Который может все изменить внутри человека и из робкого и сомневающегося ученика сделать пламенного апостола и новое творение Божие. Аминь.

Произнесена 5 октября 2019 г. на Всенощном бдении на утрени в Казанском соборе г. Сызрань. На 5-е воскресное Евангелие (Лк. 24, 13-25).