Дорогие отцы, братья и сестры, сегодня мы собрались в храме Смоленской иконы Божией Матери, чтобы вместе помолиться. Я впервые оказался здесь, в этом благословенном городе, которому, хотя железная дорога и не дает своим шумом забыть о земном, но великая русская река, вдоль которой он расположился, могучая, спокойная, сильная напоминает его жителям о характере и великой истории русского народа, о тех духовных ценностях, которыми жили наши предки на протяжении многих веков и к которым мы возвращаемся сегодня.
А молитва, совместная и друг за друга, очень важна, поэтому прошу ваших святых молитв, чтобы мне справляться со своими обязанностями, и нам всем вместе исполнять дело Божие.
Сегодня мы слышали апостольское изречение, на тему которого я хотел бы немного порассуждать. Апостол Павел говорит: «Никто не ищи своего, но каждый пользы другого» (1 Кор. 10, 24). Это изречение в конкретном контексте указывает на то, что христианин обладает духовной свободой и может есть даже идоложертвенное, потому что идол ничто. Но если немощный в вере при этом соблазняется, то не нужно этого делать, чтобы не нанести вреда брату, за которого распялся Христос. Т.е. не всегда надо не искать своей пользы, но только тогда, когда это может повредить другому человеку. Однако и вне контекста, само по себе это высказывание прекрасно и истинно, и его следовало бы запомнить, как золотое правило всякого христианина.
Итак, никто не ищи своего, но каждый пользы другого. В чем заключается истинная польза каждого? В том, чтобы научиться любить Бога. Бог есть любовь, и соединяющийся с Ним в любви человек обретает иное измерение – вечное бытие. И если помнить об этой великой цели, то рядом с ней любая другая польза становится малозначимой, а порой и вредной. Мы не говорим о том, что не следует искать своей пользы за счет ближнего, это очевидно, потому что противоречило бы всем Божественным и человеческим законам. Но часто даже безобидные действия для себя могут быть вредными, если мы не думаем при этом о других. Как наглядная иллюстрация: мы нашли какую-то карточку, оставили ее себе для картинки, а у другого человека на ней лежат все его сбережения. Чтобы научиться любить, часто нужно пренебрегать своей пользой, меньшим ради большего. Необходимо придерживаться принципов, но иногда и ими должно поступаться из любви к ближнему.
Как нам возлюбить Бога, Которого не видим, как оказать Ему деятельную любовь? Никак, только в лице ближнего, и Господь принимает эту любовь, как будто оказана она Ему Самому. А как научиться любить ближнего? Только ограничивая любовь к самому себе, любовь врожденную и часто эгоистичную. Но жертвуя собой, отказываясь от своей малой пользы, мы совершаем великое дело и получаем несоизмеримо больше, потому что, научаясь любви, закладываем на земле небесную хижину, ту обитель, которая будет существовать вечно.
Есть древний образ, который очень наглядно иллюстрирует, что, оказывая помощь другому, мы, прежде всего, благотворим самим себе. Преподобный Паисий Афонский пересказывает одну суфийскую притчу о рае и аде. Ад – это когда в одной комнате сидят люди вокруг котла с пищей, в руках у них длинные ложки, и они пытаются есть, но по причине длины не могут поднести их ко рту. Поэтому они плачут, ропщут, дерутся этими ложками и сильно страдают. А рай – это такая же комната, такая же пища, те же ложки, но каждый, забывая о себе, кормит соседа напротив, и потому все сыты и довольны. И в древне-индийском эпосе есть подобный пример, когда детям давали задание есть, не сгибая рук в локтях, чтобы они учились помнить и заботиться о других к общей пользе.
И если язычники и иноверцы понимают, что полезно заботиться о других, то тем более это должно быть понятно нам, последователям Учителя любви Христа. Апостол Павел замечательно сравнивает христианское общество с человеческим телом, где каждый член видит себя частью единого организма, воспринимая интересы других как свои. Прекрасен и образ семьи, где братья и сестры помогают друг другу, сопереживают или сорадуются другим, что способствует общей пользе. Так и для нас полезно воспринимать других людей как большую человеческую семью, Церковь как мать, а Бога как общего Небесного Отца.
Именно закон жертвенной любви лежит в основе так называемых антиномий христианства: «Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, т.е. ради любви, тот обретет ее» (Мф. 16, 25). Или: «Блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20, 35) и подобные изречения. Но кто по своей духовной незрелости еще не вмещает этого, пускай следует принципу: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7, 12). А понятное абсолютно всякому человеку золотое правило нравственности гласит: «Не делай другим того, чего не желаешь себе».
И все же христианин – это тот, кто бесстрашно следует за Христом, добровольно положившим душу «за други Своя», чтобы затем получить ее обратно вместе со всем спасенным человечеством. Он пострадал и умер на Кресте, чтобы воскреснуть и воскресить с Собой всех нас, тех, кто не боялся идти этим узким, но благословенным Богом путем самоотверженной любви. Если мы ищем своей славы, она бежит от нас, а если ищем славы Божией и пользы ближнего, даже если постараемся убежать от славы, не сможем, потому что Сам Бог прославляет тех, кто уподобляется Ему в любви.
Итак, будем руководствоваться в своей жизни принципом: «Никто не ищи своего, но каждый пользы другого», потому что это принцип любви, прямой путь в Царствие Божие, а ищущим его Бог приложит и все прочее, на земле и на небе. Аминь.