Кто был на востоке и видел древние амфитеатры, может подтвердить, как удивительно хорошо слышно на всех рядах то, что говорится внизу. И вот Господь наш Иисус Христос сел в лодку и, отплыв от берега, стал проповедовать спасение, а люди, сидящие по покатым берегам, образовали амфитеатр, так что каждое слово было прекрасно слышно. Господь говорил, пока души слышавших не насытились и перестали уже вмещать слово.

Тогда Господь переходит к более действенному явлению силы Божией. Он просит отступить рыбаков на глубину и забросить сети. Апостолы до этого трудились всю ночь и ничего не поймали, а ночное время благоприятнее для рыбной ловли. Однако по слову Господа они послушно исполняют повеление, и сети переполняются рыбой. Простые рыбаки поражены. Чудо намного сильнее действует на зрителей, чем слово на слушателей, но еще действенней оно, когда касается нас самих.

Явление силы Божией поражает и для разных людей может иметь разные последствия. Когда в стране Гадаринской Господь исцелил бесноватого, а легион бесов утопил в море целое стадо свиней, люди умоляли Господа, чтобы Он ушел из их пределов, потому что испугались. И Апостолы тоже были в ужасе, так что Петр, выражая общее настроение, сказал: «Выйди от меня, Господи! Потому что я человек грешный» (Лк. 5, 8).

Но святые Апостолы, в отличие от гадаринских свиноводов, думали не о потерях или прибытках, их души жаждали истины. Поэтому после первой реакции, увидев силу Божию, они воспарили от земного к небесному и, оставив все: и сети, и рыбу, и отца своего, – пошли за Спасителем душ. Господь говорит Петру: «Не бойся, отныне будешь ловить человеков» (Лк. 5, 9) и направлять их на путь спасения. Действительно, сначала Христос уловил Апостолов Своей благодатью и затем посылает их спасать словесных овец. А чтобы они не сомневались в успехе, наглядно показывает, как бывает, когда помогает Господь.

Чудесный лов рыбы – это образ труда с Господом, а безуспешная ночь – результат отсутствия Божьего благословения. Можно долго и упорно трудиться без всякого толка там, где одно призвание помощи Господней принесет многие плоды. «Без Меня не можете делать ничего», – говорит Спаситель (Ин. 15, 5). В делах житейских это не всегда очевидно, но в духовных это именно так. Если мы не соединены со Христом, как ветка с деревом, то не можем сотворить ничего поистине доброго. Сделанное не в Боге и не ради Бога, хотя и может внешне казаться добрым, на самом деле почти всегда есть плод страстей и пища тщеславия.

Но кто-то может сказать, что в жизни нередко человек неверующий, лукавый преуспевает, а праведники не видят плода своих трудов. О том, что человек верующий, уповающий на Бога, не будет посрамлен, много сказано в Писании. Потому что не нужно судить по внешнему, не нужно ограничиваться рамками сей временной жизни. Мы твердо верим, что благочестие в конечном итоге приносит великую пользу и спасение души.

Господь любит всех и дает человеку то, что он ищет и просит. Кто ищет земного, тот получает его, но это слишком дешевая цена за бессмертную душу. Господь призывает нас искать прежде всего Царствия Небесного, а все остальное к нему приложится. Простой пример: можно таскать из пруда бычков довольно часто, а можно пойти на большую воду и после недели трудов поймать белугу. Великое приобретение требует многого труда и терпения.

Об этом свидетельствует и сегодняшний праздник – Зачатие Иоанна Крестителя. Сколько было многодетных семей в Израиле, но не от них родился величайший из рожденных женами пророк и Предтеча Господень Иоанн. Сколько лет родители его молились безрезультатно, но при этом не теряли упования на Бога, не оставляли веры и труда молитвенного. И плод этого благословенного терпения превзошел все ожидания: родился один, но такой, который превзошел всех от века людей и послужил Спасителю мира.

Поэтому апостол Павел напоминает нам сегодня пророческое восклицание: «Возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, не мучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа» (Гал. 4, 27). Здесь имеются в виду два рождения: по обетованию и по плоти. Первое, духовное, многотрудно, но спасительно для души, а второе при своей многоплодности суетно. Так и земные, не относящиеся ко спасению, труды при внешней результативности бывают бесполезны и суетны, а духовный труд всегда нелегок, но приносит великие плоды.

Итак, будем трудиться в главном, в касающемся спасения души, призывая благословение и помощь Божию. Будем пребывать на Лозе, в любви Христовой, приобщаясь Таинствам Церкви, чтобы Господь благословил нас богатым уловом других душ и своей собственной во спасение, истинными плодами, не преходящими и временными, но приводящими к жизни вечной. Аминь.

Произнесена 6 октября 2019 г. в Неделю 18-ю по Пятидесятнице на Литургии в Казанском соборе г. Сызрань. Зачало: Лк. 5, 1-11 (17).