Когда Он говорил им сие, подошел к Нему некоторый начальник и, кланяясь Ему, говорил: дочь моя теперь умирает; но приди, возложи на нее руку Твою, и она будет жива. И встав, Иисус пошел за ним, и ученики Его.
И вот, женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, подойдя сзади, прикоснулась к краю одежды Его, ибо она говорила сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею. Иисус же, обратившись и увидев ее, сказал: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя. Женщина с того часа стала здорова.
И когда пришел Иисус в дом начальника и увидел свирельщиков и народ в смятении, сказал им: выйдите вон, ибо не умерла девица, но спит. И смеялись над Ним. Когда же народ был выслан, Он, войдя, взял ее за руку, и девица встала. И разнесся слух о сем по всей земле той (Мф. 9, 18-26).
Все мы сегодня, дорогие братья и сестры, пришли в храм, чтобы помолиться с верой Господу, прикоснуться к Его благодати во оставление грехов и во здравие души и тела. Сегодняшнее Евангельское чтение говорит именно об этой исцеляющий силе прикосновения к Богу.
К Господу нашему Иисусу Христу пришел некий начальник, у которого умерла дочь, но он с великой верой просит Спасителя прийти к нему домой и возложить на нее руку, и тогда она воскреснет. И, действительно, придя в дом начальника, Господь, воскрешает его дочь, хотя никто, кроме отца умершей, в это не верил. По дороге же, когда Он шел, теснимый народом, некая женщина, которая страдала двенадцать лет от непрерывного кровотечения, и никакие врачи не могли ей помочь, сказала в себе тайно, что, если прикоснется хотя бы к краю Его одежды, получит исцеление. Так и случилось, вера сотворила чудо: когда она это сделала, некая сила вышла от Господа и прогнала болезнь. Господь тут же почувствовал это и сказал: «Дерзай, дщерь, вера твоя спасла тебя», т.е. исцелила.
У многих из нас есть проблемы со здоровьем, в семейных отношениях, с близкими, которые далеки от Бога и страдают, но мы знаем, что прикосновение к Господу в молитве подает просимое. При этом вера наша должна быть сильна, а совесть чиста, не запятнана попранием заповедей Божиих, и потому мы просим, прежде всего, о собственном исправлении. Всякий грех подобен кровотечению, изматывающему организм. Когда человек грешит, он постепенно растрачивает все данные ему Богом для жизни силы, становится ослабленным, растерянным, и если не покается, то может совсем зачахнуть.
«Дух бодр, плоть же немощна», – говорит Господь (Мф. 26, 41), и потому укрепление духа в обращении к Богу с верой помогает нам преодолевать свои немощи, возвышаться над ними и даже над самим естеством, а вместе с этим получать и другие наши прошения.
Господь по Своему естеству иной, нежели человек. Он трансцендентен, неприступен, как говорят богословы. Но мы можем прикоснуться к Его энергиям, воспринять Его нетварную благодать через посещение церкви, через молитву и Таинства. Господь наш Иисус Христос для того и сошел на землю, основав на ней Свою святую Церковь, чтобы мы, обладающие материальным телом и земными чувствами, могли соединиться с Ним. Мы прикасаемся к Его ризе в Церкви в таинствах, особенно в таинстве Евхаристии, причащаясь Его пречистых Тела и Крови. Так наша природа облекается в Божество, обожается, возвышаясь над самой собой.
Сегодня Церковь воспоминает положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, в Константинополе. Риза Богоматери была обретена в V веке здесь, на Святой Земле, в окрестностях Назарета, в еврейской семье, которая благоговейно передавала эту святыню из поколения в поколение. А празднование по случаю положения Ризы в храме во Влахерне было установлено только в VII веке по следующему поводу.
Наши, как принято говорить, благочестивые предки, а тогда дикие и свирепые руссы, в 680 г. неожиданно пришли к стенам Константинополя со стороны Черного моря, где стены города были невысокими, в то время как византийское войско находилось в военном походе. Войско руссов многих пленило, опустошило окрестности и угрожало городу взятием, и только чудо Божией Матери спасло положение. Вернувшись срочно в столицу, император вместе с Патриархом совершили крестный ход по стенам города с честной Ризой Богоматери, после чего край ее был опущен в воды залива. Тогда внезапно поднялась буря, потопила многие корабли, и град был спасен.
На этот счет существуют разные мнения историков, свидетельства противоречивы. Русские летописцы черпают сведения из поздних сомнительных греческих источников, повторяя историю с бурей. А Константинопольский Патриарх Фотий, при котором все это происходило, в своих проповедях упоминает о том, что враги ушли безнаказанными и с большой добычей. Возможно, в реальности имели место переговоры, после чего русское войско, получив желаемое, отказалось от штурма. Но дело не в этом, а в том, что язычники не покорили христианского города, потому что Матерь Божия защитила его. Целый град – столица Византии – верою прикоснулся к краю ризы Богоматери и получил избавление.
Но важно и то, что это прикосновение языческого мира к христианскому тоже имело свои последствия. Вскоре после этого похода русские приходят в Константинополь с просьбой о просвещении их православной верой. Это были те же киевские князья Аскольд и Дир, приходившие до этого с войной, и при них происходит первое Крещение Руси. Патриарх Фотий посылает в Киев православного епископа, который крестил там многих желающих. А второе Крещение при князе Владимире, память которого будет праздноваться через неделю, было уже полным.
Итак, прикосновение к Господу даже без благочестивого намерения сотворило чудо, так что необузданный языческий народ сделался служителем Христа. Причем наши после этого уже благочестивые предки пронесли православную веру через века, оставив ее нам в наследие вечное, а русский народ стал носителем и хранителем правды Божией для всего мира.
Поэтому не будем лениться чаще приближаться ко Христу в Его святой Церкви, всей душой прикасаться к ризе Спасителя и Его Пречистой Матери с верой в получение просимого. И тогда Господь исполнит все, что усмотрит полезным для нашего спасения, говоря: «Дерзай, чадо, да будет тебе по прошению твоему, иди с миром». Аминь.