Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее. Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня; кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника. И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей (Мф. 10, 37-42).

В сегодняшнем Евангелии, дорогие братья и сестры, мы слышали странные на первый взгляд слова Господа: «Кто любит отца или матерь больше Меня, недостоин Меня, и кто любит дочь или сына больше, чем Меня, не достоин Меня».

Казалось бы, что может быть выше на земле, чем любовь между родителями и детьми, и как может Господь требовать Себе большего почитания? Но на самом деле Спаситель говорит совсем не о том, что не нужно любить ближайших своих родственников, а о том, что в случае выбора по необходимости первой должна оказаться у нас любовь к Богу. Ведь в другом месте любовь к родителям Он ставит даже выше жертвы на храм, вопреки порочной практике иудеев. Эти слова Господа не должны быть оправданием нашей эгоистичной неспособности заботиться о ближних, любить их – наш долг. Но в иерархии ценностей почитание Бога должно быть на первом месте, и если родители или дети требуют от нас забыть Творца, тогда справедливо слово Божие: «Враги человеку домашние его» (Мф. 10, 35). Врагов можно любить, но нельзя их слушаться.

Господь идет дальше и говорит: «Кто не берет креста своего и не идет за Мной, тот недостоин Меня». И открывается, что Спаситель говорит здесь не о Своем величии, а о нашем нежелании научиться настоящей любви и жертвенности. Он не дает нам ничего, что Сам бы не понес, и если мы не хотим, как Он, нести крест жизненных трудностей, не желаем, забывая себя, следовать воле Бога, то мы недостойны нашего Господа, душу Свою положившего за друзей Своих, за нас с вами. В таком случае мы не можем называться христианами, потому что не соответствуем этому высокому званию, просто никак не причастны такой превышающей естество любви и жертвенности.

Отношения между детьми и родителями, между друзьями, соседями и сотрудниками составляют естественную среду, от которой мы зависим, с которой мы связаны на генетическом и социальном уровнях, но любовь к Богу важнее. Ради Него мы должны быть способны возвыситься не только над своей средой, над родственными и дружескими связями, но и над самими собой, над своей природой. Это значит, что нужно не только победить эгоизм и всякие пристрастия, ни к чему не прилепляясь душой в этом мире, но не слушать даже собственную природу в самых естественных ее проявлениях.

Когда Господь говорит, что если рука твоя соблазняет тебя, отсеки ее, ибо лучше тебе калекой войти в Царствие Небесное, чем погибнуть, Он не призывает в буквальном смысле себя калечить, но указывает на то, что ничего в этом мире не должно препятствовать нам идти за Христом. Здесь нужна решительность, и никакое подобное обстоятельство не будет потом служить оправданием.

Господь говорит: «Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее». По видимости парадокс, а на самом деле – непреложный духовный закон. Кто пытается сохранить свою душу по-мирски, эгоистически заботясь о себе, тот погубит ее в духовном смысле. А кто отвергнет эгоизм, оставит мирские заботы о себе, жертвуя собой ради ближних, тот в духовном смысле сбережет свою душу для Царства Небесного. Эта тайна раскрывается в полноте только в свете Креста и Воскресения: если семя не упадет в землю и не погибнет, то не принесет плода, и если мы не умрем для греха, то не оживем в Боге для жизни вечной.

Сегодня молодежь хочет реализовать себя, раскрыть свои возможности, занимаясь саморазвитием. Но мы должны помнить о том, что только в любви и вере человек может по-настоящему реализовать себя, только здесь раскрываются все его природные дарования, а без этого он так и останется неразвитым и неполноценным. Жизнь наша становится реальной только в Боге, Который живет вечно, и те, кто приобщился Его благодати в этой жизни, наследуют блаженную вечность. Прочее же временно и неустойчиво, и потому мирские способы реализации, как правило, суетны и часто, удаляя от Бога, приводят «к разбитому корыту», в духовный мрак и холод.

Наконец, Господь говорит: «Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Отца Моего». Действительно, мир разделяется на два лагеря: принимающих Христа и не принимающих Его, и все люди разделяются по своему отношению к Спасителю. Христос – это камень соблазна, твердый пробный камень, который определяет, действительно ли блестящий металл является золотом, или это подделка, жалкое его подобие. Тот, кто соблюдает заповеди Христовы, принимает и Отца, и всех Божиих людей, наследуя Царство Небесное.

Ибо «кто принимает праведника во имя праведника, получит награду праведника, и даже просто подавший чашу холодной воды христианину, как ученику Христа, не лишится своей награды». Здесь дело не в размере жертвы, а в том, кому она предназначена и с каким настроением делает это человек. Если он творит даже малое добро ради Бога и спасения, от сердца, то оно будет принято Богом, как две многоценные лепты вдовы. Если тот, кто милует одного пророка, получает его награду, то какую награду получит тот, кто всякого человека принимает как Самого Христа?! Делая ближних большими себя в чести, по слову Апостола, видя в них образ Божий, мы сами развиваем в себе этот образ и достигаем подобия.

Т.е. от нашего расположения, от тех мер и критериев, с которыми мы воспринимаем ближних, зависит наша награда и наше спасение. И если мы милостивы к другим, то и сами будем помилованы, если щедры и великодушны, то и Господь ущедрит нас с избытком. Не в нашу меру и даже не в сто раз больше, но Он даст нам всего Себя и все Свое достояние. Потому что, научившись любить, жертвовать собой ради других, мы приблизимся к Богу, соединимся с Ним, и только мера вместимости нашего сердца будет ограничивать полноту восприятия вечных благ Царствия Небесного.

Итак, будем учиться в этом мире жертвовать собой, отодвигать свои интересы ради ближнего и хранить ревность в вере. Чтобы никакие привычки и увлечения, никакие имения, никакие узы земной любви не могли воспрепятствовать нашему восхождению в это Царство любви и света. Аминь.

Произнесена 23 июля 2017 г. в субботу 7-й седмицы по Пятидесятнице на Литургии в храме св. прор. Илии в Хайфе.