В сегодняшнем Евангелии мы слышали об исцелении Господом двух слепцов. Это пример, как происходит чудо Божие, чудо исцеления человека. Слепые неотступно следовали за Христом и взывали: «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй нас!» Это говорит о том, что они, во-первых, видели в Иисусе всеобщего Спасителя и исповедовали свою веру в Него. Весь Израиль знал, что Мессия родится в городе Давида от его потомков.

Во-вторых, они были настойчивы в своем прошении и уповали на милость Господа, хотя Он и испытывал их, не отвечая на мольбы. И только когда они подошли ко Христу в доме наедине, Он спросил их, верят ли они в то, что Он может их исцелить. Когда же слепцы ответили положительно, Господь сказал: «По вере вашей да будет вам». И тотчас их зрение чудесным образом восстановилось.

Действительно, вера – это приемник Божественной благодати, уста души, руки, которыми мы принимаем дары Божии. Господь всегда хочет быть с человеком, жить в его сердце, но Он не может преступить данной ему Им Самим свободы. Поэтому верой мы открываем Господу свое сердце, а неверием затворяем его.

Слепцы говорят: «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй нас», молясь не каждый за себя, но вместе. Это образ общественного богослужения, совместной молитвы в храме, и мы видим, что такая молитва услышана. Но Господь исцеляет их в доме, наедине. Хороша молитва общественная, но нужна и личная встреча с Богом, когда человек, затворившись в своей «клети», может помолиться с большим сосредоточением.

Удивительно то, что эти внешне ущербные, лишенные дара телесного зрения люди, оказались более зрячими, чем многие их современники. Внутренними очами веры они узрели Спасителя и вместе с исправлением тела обрели единое на потребу. Так никакие внешние увечья не могут повредить душе, а часто лишь помогают ей обрести путь спасения, обостряя духовные чувства.

Едва отошли от Господа двое исцеленных слепых, к Нему приводят немого бесноватого. И как только Христос изгоняет беса, немой начинает говорить. Тут уже другой случай, проблема не во внешнем органе, как у слепых, а в неправильном внутреннем устроении. Как правило, причина наших бед и болезней заключается в том, что наше внутреннее не очищено. Первым делом Господь изгоняет беса, т.е. устраняет причину немоты, и сразу несчастный становится здоровым.

Человек создан по образу Бога и призван достигать подобия Ему. Словесность, способность разумного существа выражать свои мысли, чувства и желания – это одно из ценнейших составляющих образа Божия, великий дар Творца. Христос, Бог Слово, пришел на землю, чтобы показать словом и делом пример богоподобия, каким должен быть человек. А враг пытается отнять у человека его свободу и разумность, сделать бессловесным скотом.

Слово человека обнаруживает его содержание, его внутренний мир, по своим словам мы будем осуждены или оправданы на Суде. Поэтому, когда нет у нас на душе тишины, когда нас борет гнев, обида, возмущение, мы не имеем права открывать рот. Прежде, чем говорить, нужно сначала победить в себе зло. Потому что наставить, исправить, помочь другому можно только тогда, когда это делается с миром в душе, с любовью, иначе все это приводит не к тем результатам, которых мы ожидаем.

А если не устранить внутреннего зла, а лечить только болезнь, его следствие, то зло может еще больше умножиться. Если бы Господь просто вернул немому дар речи, не изгнав беса, этот человек начал бы произносить хулу на Бога и людей и этим нанес бы много вреда себе и ближним. И в жизни встречаются люди, для которых было бы лучше немотствовать, чем расточать словесный яд, собирая себе на голову осуждение.

Увидев чудо исцеления слепых и немого, народ прославил Бога, говоря, что никогда не видели такого в Израиле. А фарисеи начали произносить хулу и клевету на Христа, утверждая, что Он изгоняет бесов силой князя бесовского. К сожалению, так поступают не только бесноватые и прельщенные, иногда люди, вроде бы, разумные, но не принимающие истинной веры, начинают хулить Бога.

А есть те, кто считает себя верующими, старообрядцы, сектанты или атеисты, ведь и у безбожников своя вера. И они начинают уничижать храм Божий, таинства, святыни, говорить, что это идолы, что это скверна. Вот это и есть та самая хула на Духа Святого, о которой говорит Господь, самый тяжкий грех на земле. Все грехи прощаются, но не хула на Святого Духа, потому что она отталкивает спасающую руку Бога, и человек тонет в своем безумии. Хула все переворачивает и извращает, черное называет белым и белое черным, благодать объявляет скверной – это полная духовная слепота и омрачение.

Итак, когда Господь исцеляет наше внутреннее, тогда и внешнее становится красивым, богоугодным, достойным. Господь исцеляет всех приходящих к Нему, Он никому не отказывает в Своей милости, не откажет и нам, если будем неотступны. Слепцы не просили у Христа мелочей, житейских благ, даже дарования зрения, что, естественно, занимало их более всего. Они просто просили о милости: «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй нас».

Вот так и мы будем просить у Бога самого главного – милости, чтобы Он исцелил душу, спас и избавил ее от греха. А милость Его – это не только прощение, но и щедрые дары, ибо Он отдает нам все Свое наследие без остатка, столько, сколько можем вместить. Будем же просить, чтобы Господь смиловался над нами, исцелил внутреннее нашей чаши, тогда и внешнее будет исправно, чисто и свято. Аминь.

Произнесена 15 июля 2018 г. в Неделю 7-ю по Пятидесятнице на Литургии в храме св. пр. Илии в Хайфе.