Святая любовь и безумная зависть

И вы – тело Христово, а порознь – члены. И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки. Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи? Ревнуйте о дарах бо́льших, и я покажу вам путь еще превосходнейший.

Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.

Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится (1 Кор. 12, 27-13, 8).

Сегодня мы чтим память святых бессребреников Космы и Дамиана, которые посредством данного им от Бога таланта «безмездно» помогали людям. Хотя они и были врачами, но исцеляли болезни телесные, а наипаче душевные, более силой Христовой, чем лекарствами, говоря людям: «Веруйте во Христа и будете здоровы». За множество спасенных душ враг рода человеческого восстал на них и через злых людей погубил, за что братья получили небесные венцы.

Это было время гонений на христианство, а святые мученики не скрывали своего исповедования и были приведены на суд, где засвидетельствовали свою веру перед императором-гонителем. Но погибли они не от римского меча, потому что император был наказан на суде болезнью и, после того как раскаялся и был исцелен святыми, отпустил их с миром. То, чего не могли сделать ненависть язычников и жестокость римских правителей, говорится в их житии, совершила черная зависть. Врач, учениками которого поначалу были святые братья, позавидовал их славе, завел их обманом в лес и там убил.

Зависть – это страшная страсть, которая иссушает всю душу человека. Она, как и ненависть, противоположна любви. Любовь стремится дать, жертвуя ради этого собой, любящий радуется, когда другому хорошо. А зависть страдает от того, что кому-то лучше, она хочет отобрать благо у ближнего, а если не может, доходит в своем безумии даже до убийства.

Там, где есть страсть, не может быть истинной любви, а настоящая любовь не терпит и тени страсти. Почему такой непримиримый конфликт и такая несовместимость? Потому что это разные принципы существования: служение ближнему и совместное спасение или эгоизм и индивидуальное достижение мнимого блага. Любовь – это дыхание единства, символ полноты и изобилия. Она соединяет, исцеляет и восстанавливает райское блаженство. А страсти разрушают цельность человека и разделяют людей между собой. Каждая из них тянет одеяло на себя, поедает и убивает человека, паразитируя на его жизни.

Например, пьянство высасывает все соки из человека, требует все новых жертв, причем эту страсть совершенно не волнует, что он приносит на ее алтарь свое здоровье, честь и совесть, не говоря уже о благосостоянии как его, так и его семьи. Зависть, гнев, блуд, сребролюбие и многие другие страсти убивают саму душу того, кто их пригревает на своей груди.

Апостол Павел, обличая пагубную страсть зависти, проводит аналогию общества Христовых учеников с человеческим телом. Как различные органы служат одному телу, так и в Церкви различные духовные дарования служат общему делу спасения. Дух Святой дает каждому столько даров и такие, какие будут ему полезны, и никому всех сразу, чтобы он не возгордился своим совершенством, как некогда Денница. Господь дает каждому немного и отчасти, чтобы мы делились друг с другом, служили этими талантами ближним, учились любви и таким образом имели полноту, когда избыток одного восполняет недостаток другого. Это общение любви и есть само совершенство, когда все малые дары вместе составляют полноту во Христе.

В своем знаменитом гимне любви апостол Павел показывает, что любое частное дарование: сила слова, способность исцелять, прозорливость и пр. – не приносит пользы, если не совершается во имя любви. Если, говорит, я имею такую веру, чтобы и горы переставлять, и если даже тело свое отдам на сожжение, но при этом не имею любви, то я ничто. Потому что все частные дарования Господь дает нам как бы в залог, не по достоинству, а для служения, чтобы мы, раздавая их, научились любви. Вот о чем говорит Апостол, когда призывает нас ревновать о больших дарованиях. Если мы этой цели не достигаем, значит, все эти дарования оказываются совершенно бесполезными.

Любовь – это союз совершенства, полнота, и потому она не завидует, не ревнует, не превозносится, не ищет своего, не мыслит зла. Как Бог ни в чем не нуждается, ибо имеет все и Сам дает всем жизнь, так и пребывающий в любви всем доволен, самодостаточен и великодушен. Истинная любовь – это уже не человеческая добродетель, она причастна Самому Божеству. Это источник благодати, который открывается в сердце и никогда не истощается, потому что исходит от Бога. Любящий не требует от других, он сам дает и расточает. И в то время как все дарования временны, любовь вечна и «не перестает», потому что она есть вечная жизнь в Боге.

Самая главная черта любви, ее неотъемлемое свойство – это жертвенность. Мы призваны учиться любить, жертвуя собой, своим временем и силами. Недаром поэтому так хвалит Господь терпение, смирение, милосердие и великодушие, ведь это тоже формы и проявления любви. По духовному закону, чем больше отдаешь, тем больше получаешь от Бога, потому что Он дает только тем, кто готов делиться этим с другими. Святые Бессребреники Косьма и Дамиан учат нас служить ближним своими талантами, раздавать то, что имеем даром от Бога, чтобы получать новые благодеяния.

Итак, будем ревновать о всех добродетелях, а наипаче об этом царском даровании, величайшей добродетели любви. Постараемся не замутнить своей души страстями, чтобы Господь открыл в нашем сердце источник истинной любви, текущей в жизнь вечную. Аминь.

Произнесена 14 июля 2018 г. в субботу 7-й седмицы по Пятидесятнице на Литургии в храме св. пр. Илии в Хайфе.