Церковь сегодня чтит память святых италийских мучениц: Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Они пострадали во втором веке от Рождества Христова за исповедание веры и отказ принести жертвы идолам. И, прославляя их подвиг, мы вспоминаем об основных добродетелях христианских: вере, надежде и любви, которые проистекают из мудрости поклонения истинному Богу. Действительно, мать этих добродетелей – София, ибо что есть мудрость, как не вверение своей изменчивой и непостоянной жизни всеблагому промыслу Божию?! И что есть безумие, как не упование на самих себя и тленное богатство?!
Мудрость благочестия, почитания Творца рождает добродетель веры, которая есть руки, принимающие все дары Божии, или очи, созерцающие духовную, истинную реальность, пребывающую вечно. Отсюда же рождается и надежда на спасение, доброе упование и нам оказаться среди святых в вечных обителях. От мудрого упования происходит и любовь, самая молодая из этих добродетелей, ибо не легко и не сразу приобретается, но самая великая как соединяющая с источником жизни и всех благ Богом. Любовь – это венец всех добродетелей, это кровля, увенчивающая здание всего нашего духовного устроения.
Эти светлые добродетели исполняют нас благодати и радости, но огорчают завистника всякого добра и врага рода человеческого. Не дают они спокойно жить и тем, кто уклонился от истины и чуждается света, чтобы не обличались злые его дела. В Евангелии мы слышали сегодня о том, что Ирод, когда Иоанн Креститель уличил его в неправде, посадил Праведника в темницу. А в апостольском чтении святой Павел говорит: «Мы, братие, дети обетования по Исааку. Но как тогда рожденный по плоти гнал рожденного по духу, так и ныне» (Гал. 4, 28-29). Ирод не понимает, что проблема не в Иоанне, а в грехе, в том, что он идет против совести, против голоса Божия в душе, и именно совесть обличает его и не дает жить спокойно. Но борется грешник с тем, кто по любви пытается исправить и направить его на путь истинный.
И всегда грех и дела плоти противятся духовному. Но, как говорит апостол Павел, мы не должны ничем плоти, чтобы быть ей рабами. «Что же говорит Писание? Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной» (Гал. 4, 30). Не плоть, а дух наследует вечную жизнь с Богом, и потому мы должны изгонять из своего сердца все низкое, недостойное нашего человеческого и христианского призвания. «Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, – говорит Апостол, – и не подвергайтесь опять игу рабства» (Гал. 5, 1).
Будем упражняться в этих добродетелях, ведь мы ходим в этом мире не видением, а верой, надеждой и стараемся действовать по любви, а не по выгоде. И в этом наша заслуга, а иначе за что нас Господь станет награждать, если бы мы все видели своими очами и точно знали о огромных преимуществах жизни по правде? Но мы ходим верой и в свое время увидим Бога лицом к лицу. Пока же пребывают вера, надежда и любовь, и любовь из них больше. Поэтому будем ходить по духу, а не по плоти. И как колесо, катящееся по земле, только одной точкой соприкасается с почвой, так и наша жизнь пусть будет устремлена горе, а телу будем отдавать лишь необходимое по мере надобности.
Поздравляю всех, кто празднует сегодня свой День Ангела! Много у нас и Вер, и Надежд, и Любовий, и Софий, много и других имен христианских. Дай Бог, чтобы всем нам оправдывать наши имена и действительно быть носителями этих добродетелей. Аминь.