Словесное молоко или твердая духовная пища

Сегодня в Евангелии Господь обращается к народу в притчах, проповедуя Царство Небесное. Он сравнивает его с маленьким горчичным зернышком, которое со временем становится огромным деревом, прибежищем для птиц небесных. Это значит, что посеянная в сердце благодать Крещения постепенно растет, заполняя всего человека и делая блаженным не только его, но и другие, призванные к небу души.

Господь уподобляет Царствие Небесное закваске, которую женщина положила в три меры муки, и этот процесс брожения не останавливается до тех пор, пока не переквасит все тесто. Т.е. благодать преображает все силы человеческой души: ум, сердце, волю, или мысли, чувства и желания. Авраам, когда хотел угостить Святую Троицу, велел Сарре взять три меры муки и испечь из них хлеб (Быт. 18, 6). Так Богу угоден человек, трехсоставное существо которого – дух, душа и тело – преображено и освящено благодатью.

Христос являет людям великие истины, «сокровенное от создания мира», но почему Он делает это прикровенно, в форме притчи, объясняет же подробно только ученикам? Потому что Господь жалеет людей, не пришедших еще в меру духовного развития. Отвергнув истину, которую не способны пока вместить, они рискуют утвердиться в неприятии спасения и заслужить вечное осуждение. Если же и не поймут, но запомнят притчу, позже это может принести им пользу.

А в апостольском чтении св. Павел, обращаясь к коринфянам, говорит, что не может давать им твердую духовную пищу, но только молоко как младенцам в вере. Давайте порассуждаем на эту тему, почему Господь дает людям твердую пищу, а апостол Павел – молоко.

Во второй главе послания к Коринфянам Апостол говорит, что проповедует им Христа «не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы» (1 Кор. 2, 4), т.е. его простая проповедь о Христе Распятом действенна и успешна исключительно благодаря благодати Божией. Апостол также говорит, что среди совершенных проповедует и мудрость, но не мира сего, а премудрость Божию, «которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы» (1 Кор. 2, 6). Причем здесь он имеет в виду не только архиереев и фарисеев, но всех людей, живущих духом мира, а потому не принимающих и гонящих Христа.

Мудрость Божественная совершенно непохожа на человеческую, она основана на иных принципах: на любви, жертвенности, смирении, а не на стремлении к богатству и славе. Мирские люди не понимают своей пользы, своего истинного блага. Они судят обо всем по себе, по своему земному опыту, но «не видел того глаз, не слышало ухо… что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9). Такие не духовные, но душевные люди имеют неправильные цели и установки в жизни и потому не приемлют слова о Христе.

Но помимо духовных и душевных Апостол говорит еще и о плотских людях, которые, как ни странно, оказываются выше людей душевных. Плотскими он называет коринфских христиан, которые принимают Евангелие, верят во Христа, но еще не созрели духовно, частично остаются ветхими и не обновленными. «Если есть между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? И не по человеческому ли обычаю поступаете?» (1 Кор. 3, 3).

Коринфяне, как мы узнаем из этого послания, разделились на партии. Одни называли себя последователем Павла, другие – Аполлоса, третьи – Кифы, подобно древнегреческим последователям разных философов: Сократа, Платона или Аристотеля. Они спорили и превозносились учителями, как будто исповедовали разные учения, а не единую веру во Христа.

Поэтому апостол Павел и говорит, что они являются младенцами, не способными принимать твердой духовной пищи. «Всякий, питаемый молоком, – говорит он, – несведущ в слове правды, потому что он младенец; твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла» (Евр. 5, 13-14). К постижению совершенной христианской философии надо восходить постепенно, но начало – принятие Христа сердцем.

Итак, св. Павел среди совершенных проповедует Христову мудрость, а младенцам в вере дает простое словесное молоко. Почему же Христос, в отличие от Апостола, дает народу не молоко, а твердую пищу, открывает истины, которые они не могут понять и усвоить? Да потому что Он обращается ко всем людям, в то время как апостол Павел – к уже уверовавшим во Христа, но еще не преображенным верой. Господь деликатно, не навязываясь и не желая навредить неготовым, воздвигает в людях веру и возбуждает ревность ко спасению, чтобы их обращение было добровольным, а Апостол воспитывает уже уверовавших, требующих пищи.

Помните, что было, когда Господь напрямую открыл истину о Себе, причем не народу, а только Своим ученикам, сказав: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин. 6, 51)? Тогда соблазнились и отпали от Христа многие Его ученики. Но Господь сказал: «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь. Но есть из вас некоторые неверующие… Никто не может придти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего» (Ин. 6, 63-65).

Кому дано, тот духом, сердцем своим примет Христа и постепенно будет преуспевать в вере и премудрости, в духовном опыте и делании добра. А кому не дано, по крайней мере, пока не дошел до этого, он не будет осужден.

Сегодня мы совершаем память прп. Максима Грека, мужа образованнейшего, ревностного учителя и обличителя всякой неправды. Промыслом Божиим оказавшись в России в непростую эпоху, он много потрудился для перевода и исправления церковных книг, обличал нравы русских людей и искоренял заблуждения, за что и пострадал, многие годы проведя в заключении. И причина тому в том, что в среде русских христиан, монашествующих, даже царей и церковных иерархов было еще много ветхого, не преображенного во Христе, а духовно возвышенному прп. Максиму подчас недоставало мирской мудрости и такта. Однако страдание за правду принесло великую пользу всем, и ныне мы имеем еще одного Небесного Покровителя, который освятился в служении любви. Мы все здесь, безусловно, рождены духовно, вскормлены молоком Матери-Церкви и призваны восходить от силы в силу, переходя от молока к твердой пище богословия и богопознания. Но наша духовность должна иметь плоды, которые перечисляет Апостол: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание… Если мы живем духом, – говорит он, – то по духу и поступать должны. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать» (Гал. 5, 22-26). Чтобы обновляться духом ума нашего и облекаться «в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4, 23-24). «Доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4, 13-14). Аминь.

Произнесена 4 июля 2018 г. в среду 7-й седмицы по Пятидесятнице на Литургии в храме св. царицы Александры РДМ в Иерусалиме.