На Обретение мощей свт. Виктора, исповедника, еп. Глазовского

Братия! Желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение. Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению. Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией, потому что конец закона – Христос, к праведности всякого верующего. Моисей пишет о праведности от закона: исполнивший его человек жив будет им. А праведность от веры так говорит: не говори в сердце твоем: кто взойдет на небо? то есть Христа свести. Или кто сойдет в бездну? то есть Христа из мертвых возвести. Но что говорит Писание? Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем. Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению (Рим. 10, 1-10).

На сегодняшний воскресный день выпала память свт. Виктора, еп. Глазовского, одного из небесных покровителей Русской Духовной Миссии. Этот святитель-исповедник, несколько лет в начале XX в. трудившийся в Миссии, начинал свой путь в Церкви как ревностный и успешный миссионер, борец со старообрядческим расколом.

«Братия! желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение», – восклицает сегодня Апостол. Божественный Павел молится о богоизбранном иудейском народе, сродниках своих по плоти, которые, ища оправдания в законе, «не покорились праведности Божией, потому что конец закона – Христос». И мы вместе с ним молимся о них, о ветхом Израиле, попавшем в рабство букве, и об Израиле новом, который пошел за Христом, но уклонился от царского пути Церкви. Это множество искренне ищущих Бога людей в католичестве, протестантизме, различных сектах, да и наши старообрядцы и раскольники, которые тоже, по слову Апостола, «имеют ревность по Боге, но не по рассуждению. Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией». Да и как им было понять, чего хочет от них Бог, если они, следуя человеческим измышлениям, отделили себя от единства Церкви?! Только в ней живет и дышит Дух Святой, Который и направляет корабль верных ко спасению. Вне Церкви, без подчинения ее духу, свобода перестает быть духовной и спасительной, но разделяет и разрушает. А ревность, которая призвана приближать к Богу, становится неразумной и уводит в крайности.

По окончании Казанской Духовной Академии в 1903 г. будущий Святитель был пострижен в монашество с именем Виктор, вскоре рукоположен в иеромонахи и определен миссионером в Саратовскую епархию. Это было накануне революции 1905 г., когда многие люди, увлекаясь клеветой врагов России, роптали на существующий строй, мечтали о свободах, незаметно для себя отступая от спасительной православной веры. Поэтому помимо работы с раскольниками юному миссионеру приходилось противостоять и этому явлению. Он прочитал три публичные лекции о психологии «недовольных людей», причинах ее развития и способах исправления такой духовной болезни. С 1905 по 1908 гг. он трудится в качестве старшего иеромонаха в Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. В своем докладе на Миссионерском съезде в 1908 г. он сокрушается о том, что в Миссии почти не ведется собственно миссионерской работы, в то время как Восток наводнили католики, протестанты и прочие еретики, отторгающие от пути спасения православную паству. Бороться с этим можно только объединением в любви всех православных поместных Церквей и их чад, только так можно сохранить православие и помочь заблуждающимся. Он указывает также на тяготение русских старообрядцев к Палестинским святыням и на то, что они могут оставить свое ожесточенное следование букве обряда и примириться с Церковью, увидев во время паломничества это единение в истине Русской и восточных православных Церквей.

Однако помимо неразумных ревнителей есть другая, значительно более многочисленная категория людей, которая живет своей жизнью, своими меркантильными или даже вполне творческими и возвышенными интересами, совсем не нуждаясь в Боге. Это жители страны Гергесинской, о которых мы сегодня слышим в Евангелии. У них свой бизнес, хоть не совсем законный, но приносящий достаток, выращивание свиней. Христос на их глазах творит явное чудо, освобождает двух нечастных бесноватых от легиона демонов, но жители думают не о славе и силе Бога, спасающего от сил зла, не о Его благости и любви, а о своем убытке. Они боятся потерять свое «свиное благополучие» и потому умоляют Христа покинуть их страну, что Он и делает, поскольку никому не навязывает спасения.

Так и многие люди сжились с обстоятельствами, устроились и боятся сделать новый шаг, разбудить уснувшую совесть. Они не против Христа, но на уровне подсознания понимают, что Его пришествие в их внутренний мир, принятие веры потребует отказа от прежнего образа жизни и следование новому. Боясь говорить о Боге и читать Евангелие, они не понимают, чего лишаются, и уподобляются нищему, который отвергает царский дворец, не желая расстаться с гнилой лачугой. Такие люди тоже нуждаются в миссионере, в том, кто показал бы им Царствие Божие словом, а наипаче примером своей жизни. Таким духовным вождем и стал владыка Виктор для народа и своей паствы, когда в 1919 г. его рукоположили в архиереи для Вятской епархии.

Он внушал своей пастве, что для спасения не нужно совершать сверхчеловеческие подвиги, не требуется, по Апостолу, восходить на небо или спускаться в преисподнюю, т.е. пытаться исполнить все предписания закона, все обряды и предания человеческие. Нужно только верить сердцем во Христа по учению Церкви и исповедовать эту веру устами, ибо «сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению». Т.е. веровать, не стыдясь этой своей веры перед окружающими.

Значит ли это, что дел не нужно? Что уже не требуются церковные службы, таинства исповеди и причащения, милостыня и пр., как утверждают еретики? Совсем нет. Но вера первична, и если она искренняя и истинная, то будет рождать добрые дела, которые станут потребностью, а наипаче пребывание в Церкви и приобщение благодати. Дела и вся твоя жизнь лишь свидетельство истинности твоей веры, верности Богу и желания наследовать вечное Его Царство.

Однако не все принимают Христа безразлично, некоторые гонят Его, и от таких людей владыка Виктор страдал на протяжении 14-ти из 15-ти лет своего архиерейского служения. Безбожные власти, видя огромный авторитет Святителя и его влияние на паству, многократно арестовывали и ссылали его в лагеря. С ними сотрудничали и волки в овечьей шкуре из среды самой Церкви, обновленцы и модернисты, представители т.н. Живой Церкви, которую епископ Виктор справедливо называл «трупом смердящим». Это о них пророчествовал апостол Павел: «Знаю, что по отшествии моем войдут к вам лютые волки, не щадящие стада, и из вас самих восстанут люди и станут говорить, превращая истину, чтобы увлечь за собою учеников» (Деян. 20, 29-30). Попытки живоцерковников захватить церковную власть в епархии всякий раз разбивались о стойкость и верность церковным канонам владыки Виктора, после чего почти сразу следовал его арест и ссылка. Святитель почил в 1934 г., а в 1997 г., двадцать один год назад, были обретены его святые мощи.

Будем молиться святителю Виктору, чтобы он утвердил спасающихся, заблуждающихся обратил, нерешительных ободрил, а противящихся Церкви посрамил, да имея истинную веру, любовию действующую, будем все едины со Христом, как тело с главою, и наследуем Царствие Небесное. Аминь.

Произнесена 1 июля 2018 г. в Неделю 5-ю по Пятидесятнице на Литургии в Троицком соборе РДМ в Иерусалиме.