Се мати Моя и братия Моя

Когда же Он еще говорил к народу, Матерь и братья Его стояли вне дома, желая говорить с Ним. И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою. Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь (Мф. 12, 46-50).

В то время, как Господь проповедует, к Нему подходит человек и сообщает, что Мать и братья хотят с Ним поговорить. Видимо, родственники, заботясь об Иисусе, желали дать Ему отдохнуть, но Господь использует это обстоятельство, чтобы научить нас правильной расстановке ценностей. «Кто мать Моя и братья Мои? – вопрошает Спаситель и, указывая на слушателей, отвечает: – Вот Мои матерь, братья и сестры, те, кто исполняют волю Отца нашего Небесного». Когда речь идет о вере и истине, родственные связи должны отойти на второй план.

Конечно, Господь дал нам заповедь о любви к ближнему, и, в первую очередь, это наши родственники, но служение Богу Отцу и любовь к главе нашего духовного семейства – Иисусу Христу – неизмеримо важнее. Враг использует все средства и, конечно, родственные узы, чтобы оторвать от Господа, а значит, и погубить Его последователей. И потому слова Господа о том, что «враги человеку домашние его» (Мф. 10, 35), и «кто любит отца или мать больше Меня, не достоин Меня» (Мф. 10, 37), и кто «не возненавидит отца своего и матери а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лк. 14, 26) надо понимать в том смысле, что родственные отношения, если они восстают против веры, не должны приниматься во внимание. В подобном случае и Петру, хотевшему уберечь Учителя от крестной жертвы, Господь говорит: «Отойди от Меня, сатана» (Мф. 16, 23), ибо видит, что враг пытается посредством человеческого воспрепятствовать исполнению воли Божией.

Господь использует глубокий и понятный каждому образ семьи по отношению к новому, спасаемому человечеству. Два человека, соединяясь в любви в одно целое, производят на свет новые существа, плоть от плоти и кость от костей своих, и потому все члены семьи связаны сильными родственными связями, которые усиливаются внутренним подобием и совместной жизнью. Так и Отец наш Небесный, создавший весь род человеческий, призывает нас вспомнить о своем внутреннем с Ним родстве и восстановить нарушенные грехопадением духовные связи. Он хочет, чтобы люди любили Бога и друг друга как братья и сестры, имеющие одного Отца и общую всем мать – Святую Церковь, которая рождает их для жизни вечной.

Да, дух превозмогает плоть в случае ее противления, но когда родственники человека разделяют его духовное служение, он приобретает еще большую силу. Матерь Божия с плотским родством соединила верность Богу и стала помощницей своему Сыну в служении всему человечеству. Точнее, духовная преданность Богу стала причиной оказанного Ей великого доверия стать Матерью Спасителя мира. Как матери Ей были дороги все, уверовавшие в Ее Божественного Сына, и потому Господь в лице апостола Иоанна Богослова усыновил Ей всех Своих последователей. По этой причине, помимо Святой Церкви, мы имеем еще одну Мать и Заступницу – Приснодеву Марию.

Протестанты в своем юридическом восприятии духовных отношений не понимают, зачем нужно почитать Пресвятую Богородицу и святых угодников Божиих. Им кажется, что несправедливо выделять почитанием отдельных и умалять, таким образом, почитание Бога. Это говорит о том, что они не вошли в духовную семью Церкви Христовой, не воспринимают Богородицу как любящую мать, а святых как братьев и сестер. Но ведь мы любим своих матерей больше всех не потому, что они какие-то совершенно особенные, и даже не за труды воспитания, а без всякой логики, просто потому, что они – самые близкие нам люди. Так, как близкого человека, мы любим и Мать нашего Господа – Пресвятую Богородицу, Которая принимает нас как Своих детей, несмотря на все наши грехи и недостатки. А к этому уже потом добавляется восхищение Ею, как самой совершенной из людей, высшей херувимов и стоящей на вершине тварного мира во главе всего духовного человечества.

Сегодня мы чтим Владимирскую икону Божией Матери – один из множества чудотворных Ее образов. Русская Церковь знает более восьмисот шестидесяти их наименований, и все они свидетельствуют о деятельной заботе Пресвятой Богородицы о русских людях и взаимной их к Ней любви. В частности, мы вспоминаем сегодня стояние на реке Угре в 1480 г., когда Владимирская икона была вторично, как в 1395 г. во время нашествия Тамерлана, привезена из Владимира в Москву. Тогда в первый раз непобедимый тиран, наводивший панику на весь мир и строивший пирамиды из черепов своих противников, почти дойдя до Москвы, увидел во сне страшное видение и внезапно повернул назад. Так и теперь, заступничеством Божией Матери, Золотоордынский хан Ахмет не решился со своим огромным войском перейти реку Угру, которую стали после этого называть «поясом Пресвятой Богородицы», и вернулся ни с чем восвояси.

Это стояние положило конец двухсотлетнему татарскому игу на Руси, которое было попущено Богом за грехи русских людей. Они были достойны наказания, но Матерь Божия, не по закону справедливости, а по зову материнской любви, спасала их, как неразумных, но кающихся детей Своих. Особенно это видно в третьем заступничестве Владимирской иконы в 1521 г., когда крымский хан Махмет-Гирей подошел к Москве с огромным войском и стал опустошать ее окрестности. Одной слепой инокине было видение: святители Московские выносят из Кремля Владимирскую икону за грехи москвичей, а преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский умоляют Пресвятую Богородицу не покидать Своих чад, после чего икона была возвращена на место. И действительно, во время переговоров хан удовольствовался получением от москвичей грамоты о данничестве Москвы Крыму и отошел со своим войском к Рязани. После тщетной попытки взять этот город хитростью, он ушел ни с чем, оставив там и полученную в Москве грамоту, которую передал до этого в город.

Итак, будем благодарить Господа за то, что Он удостаивает нас высокого звания Своих друзей и братьев, указывая этим на наше внутреннее подобие и духовное родство. Он и матерью Своей нас называет, потому что всякий, принявший в свое сердце семя веры, призван заботиться о его возрастании, о том, чтобы Христос рос в душе, а эгоизм и страсти в ней умалялись. Пусть на этом пути образцами будут для нас Пресвятая Богородица, избравшая благую часть и ставшая Матерью всех спасаемых, и святые, уподобившиеся Христу и восполняющие скудость своих младших братьев. Чтобы, воспитанные в лучах этой духовной любви, в лоне Матери Церкви, мы стали полноценными членами великой Христовой семьи и законными наследниками принадлежащего ей Царства Небесного. Аминь.

Произнесена 6 июля 2017 г. на Литургии в храме св. царицы Александры РДМ в Иерусалиме.