Сегодня в Евангелии, дорогие братья и сестры, в лице сотника нам был показан пример истинной веры и добродетели. Этот римский воин жил в жестокое время, но имел изрядное милосердие, смирение и величайшую веру, которой удивился Сам Господь. Помогая людям, он построил для иудеев синагогу, чем снискал их любовь и уважение. Его милосердие распространялось и на рабов, поэтому, когда заболел его слуга, он переживал о нем, как о себе. Будучи начальником гарнизона в Капернауме, важным человеком, он по смирению считает себя недостойным лично прийти ко Христу, чтобы просить об исцелении слуги, и посылает для этой цели иудеев. Он отказывается и от чести принять Спасителя в своем доме, как грешный и недостойный.

С другой стороны, сотник не хотел ставить Господа в затруднительное положение, потому что ни иудеям нельзя было заходить к язычникам, ни язычникам к иудеям. Но настоящая вера не нуждается в каких-то гарантах и видимых подтверждениях. Сотник рассуждает так: «Если я, обладая малой властью на земле, приказываю, и эти приказания исполняются, то неужели всемогущий Бог, Творец неба и земли, не может одним словом совершить чудо исцеления?!»

Крепкая вера не остается посрамленной, и Господь мгновенно исцеляет слугу, а расслабленным иудеям говорит: «Многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном, а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю» (Мф. 8, 11-12).

В жизни людей и целых народов бывают периоды духовного взлета, пламенной молитвы и ревности, сменяемые временем упадка и расслабления. И в то время как Византийская империя под натиском врагов сокращалась и пала, так что восточные патриархи оказались под гнетом иноверных захватчиков, русский народ, который, подобно сотнику, умом и сердцем воспринял спасительную Христову веру, достиг своего расцвета и могущества.

Промыслом Божиим Русская Церковь в конце XVI в. обрела патриаршество, а первым русским патриархом становится митрополит Московский Иов, память которого мы сегодня совершаем. Это был чрезвычайно одаренный и умный архипастырь. Жизнеописатель говорит о нем, что «во дни его не обретеся человек, подобен ему, ни образом, ни нравом, ни гласом… ни вопросом, ни ответом». Говорят, что он обладал великим умом, знал наизусть Новый Завет и Псалтирь, ежедневно служил Божественную литургию.

Жизнь патриарха Иова была похожа на житие его небесного покровителя Иова Многострадального. Вначале, будучи богатым, хотя и не стадами, но великими талантами и дарованиями, он, благодаря своему уму и благочестию, достиг многих успехов и славы. А затем должен был пройти через горнило испытаний, пострадать и лишиться всего, чтобы в конце найти всеобщее признание и оправдание от Бога.

Вскоре после учреждения патриаршества умирает благочестивый царь Феодор Иоаннович, не оставив наследника. Начинается так называемое Смутное время, борьба за русский престол. Патриарх Иов в этих сложных обстоятельствах должен был позаботиться о судьбе нашего Отечества, оказавшегося в опасности. Боярская дума не имела власти принимать решения без Патриарха, которого называли «начальным человеком», поэтому он некоторым образом заменял монарха. Патриарх безуспешно пытается уговорить принять бразды правления сначала супругу почившего царя Феодора Ирину, которая отказывается и принимает монашество, а затем брата ее Бориса Годунова. Когда и тот уклонился от ответственности, святитель Иов пригрозил временно сложить с себя архиерейский сан и приостановить службу в храмах. Крестным ходом с чудотворными иконами он отправился к Новодевичьему монастырю, где находился тогда Борис Годунов, убедил его принять скипетр и помазал на царство.

Другая беда идет с Запада: самозванец Лжедмитрий, с помощью которого враги нашего отечества пытались захватить и разделить Россию, двигается с войском к Москве. Патриарх пишет письма на Запад, разоблачая обман и называя подлинное имя беглого инока Чудова монастыря Григория Отрепьева, но это не помогает, и он провозглашает самозванцу во всех храмах анафему. Когда вражеское войско уже находилось недалеко от Москвы, неожиданно умирает царь Борис Годунов, и народ в смущении не знает, кому верить. Тогда Патриарх принимает присягу сыну Бориса Феодору, увлекая своим примером многих.

Однако самозванец, поддерживаемый поляками, временно берет верх в борьбе, его сторонники убивают наследника Феодора и его мать и пытаются заставить Патриарха присягнуть узурпатору. Святитель не только гневно отвергает такие предложения, но и безбоязненно обличает неправду, молясь с народом в Успенском соборе. За это он был избит прямо в храме и сослан в монастырь, где рос и воспитывался с детства. Дважды Лжедмитрий присылал посольство к Патриарху, чтобы он, под страхом смерти, благословил на патриаршество его человека – епископа Игнатия, – но тот был непреклонен. Когда же Лжедмитрий был свергнут и убит, а царем стал Василий Шуйский, Патриарх поддержал его своим авторитетом, а Русскую Церковь благословил возглавить святителя Гермогена.

Много претерпел праведник непониманий, осуждений и клевет, но, в конце концов, русский народ опомнился и раскаялся в своей неверности законной власти. Уже слепого Патриарха пригласили в Кремль, где его преемник – святитель Гермоген – в присутствии царя и всего народа, который постился по этому поводу несколько дней, умолял Святителя простить людей, снять с них анафему за преступление присяги Борису Годунову и убийство царевича Феодора. Со слезами на глазах патриарх Иов простил народ и снял с него все анафемы, прося впредь не отступать от своей веры и не изменять Богом поставленной власти.

Почитание Святителя началось сразу после его кончины, со времени которой прошло уже 410 лет, а его нетленные мощи были положены в раке уже через 45 лет после преставления. В 1989 году на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви он был прославлен во святых вместе с патриархом Тихоном, и это не случайно.

Обстоятельства служения этих двух святителей – самого первого Патриарха Российского и первого Патриарха после двухсотлетнего перерыва Синодального периода – очень похожи. Оба они жили во время, когда монархическая династия пресеклась, при благочестивых царях Феодоре и Николае, которых народ чтит за святость жизни. Оба пережили смуту, гражданскую войну, были гонимы и низложены, но остались тверды в вере и верности и мужественно стояли до конца. Оба, не боясь последствий, предали анафеме самозванцев, незаконно захвативших власть, и послужили отечеству в самое трудное для него время.

Мы видим, что Господь никогда не оставляет тех, кто возлюбил Его, кто поверил в Него и пошел за Ним, ни отдельных людей, ни целые народы. Попуская испытания, Он всегда воздвигает мужей силы и разума, а любые обстоятельства обращает во благо и спасение.

Поэтому и мы, сыны Царствия, будем стараться поддерживать в себе живую веру и смирение, какие видим у римского сотника, а самое главное – иметь любовь и ревность по вере во Христа. Пока мы в силах, будем помнить о Боге, чтобы, когда наши силы и разум оскудеют, Сам Господь вспомнил о нас. Тогда, несомненно, Он поддержит нас в трудный час и введет в Свое блаженное Царствие, куда до нас вошли сонмы святых наших предков, подвиг совершивших и веру соблюдших, а ныне увенчанных славою вечною. Аминь.

Произнесена 2 июля 2017 г. в Неделю 4-ю по Пятидесятнице на Литургии в Троицком соборе РДМ в Иерусалиме.