Сегодня, дорогие братья и сестры, Святая Церковь воспоминает перенесение мощей благоверного царевича Димитрия из Углича в Москву, имевшее место в Смутное время, в 1606 году. Святой царевич был сыном царя Иоанна Грозного от его пятой венчаной жены Марии Нагой и должен был наследовать правившему тогда своему брату Федору Иоанновичу, за которого, фактически, правил Борис Годунов. Для Бориса царевич был возможным конкурентом в борьбе за власть, поэтому он всячески старался отстранить его от трона. Вдова царя с сыном были отправлены в Углич, по сути дела в ссылку. Борис распространял слухи, что Димитрий не имеет законного права наследовать престол, что он якобы наследовал грозный нрав своего отца, но поскольку это не принесло желаемых результатов, перешел к действиям.

Отравить наследника ни через пищу, ни через питие не получилось, Сам Господь сохранил его от действия яда, и тогда Борис посылает в Углич троих убийц. После молитвы на Литургии и вкушения Богородичной просфоры, что было ежедневным обычаем юного царевича, его вывели на крыльцо гулять, там на него и набросились убийцы. Сначала один ударил ножом, но неудачно, и тогда злое дело довершили двое других. Сбежавшийся по набату народ тотчас разорвал преступников на части, но царевича уже было не вернуть. На момент убиения отроку было всего восемь с половиной лет.

Чтобы соблюсти приличия, Борис присылает для расследования этого дела комиссию, которая выносит явно предвзятое решение. Якобы отрок болел падучей болезнью, эпилепсией, и, играя в ножички, во время приступа болезни сам упал на нож. Дело было представлено так, чтобы успокоить народ, хотя были свидетели злодеяния.

Через пятнадцать лет царь Василий Шуйский решил открыть мощи убиенного отрока, чтобы прекратить спекуляции, поскольку стали появляться Лжедмитрии. В Углич была послана делегация с духовенством, которая обнаружила, что мощи нетленны. Горло царевича оказалось перерезанным, в то время как если бы он упал на нож, была бы лишь колотая рана. При обретении мощей произошло множество чудес и исцелений, особенно случаев прозрения слепых. Тогда же, в 1606 г., невинно убиенный царевич был прославлен в лике святых.

Казалось бы, царевич Димитрий пал жертвой политической борьбы за власть. И даже обретение мощей его состоялось по политическим соображениям. Но Бог прославил его нетлением и чудесами как мученика, Своего свидетеля о правде и о грехе. Кто-то скажет, что он ничего особого не сделал, просто пострадал. Но кто из людей или святых спасен за заслуги? Не все ли по милости? Святой царевич Димитрий был послан Христом и пострадал за Него подобно тому, как 14 тысяч Вифлеемских младенцев стали телохранителями Христа и были убиты вместо Него.

Ирод воюет с младенцами, потому что не хочет делиться своей земной властью с Богом, с посланным Им Мессией. Он не останавливался даже перед убийством, как и те матери, которые во чреве убивают своих детей посредством аборта. Подобно Ироду они тоже устраняют конкурентов, тех, кто мог бы претендовать на их любовь, свободное время, помешать им жить в свое удовольствие. Сразу вспоминается притча о злых виноградарях, которые, не желая делиться с Богом урожаем, избивают всех посылаемых Им, а затем убивают и Самого Сына Его в безумной надежде присвоить себе Божие достояние.

А в нашей жизни такие посланники от Бога – это внушения нашей совести. Совесть – этот таинственный и независимый голос Бога в нашей душе, неподкупный судья, который оценивает наши поступки, противится злым и поощряет добрые. Он не подвластен нашему уму, ищущему рациональных и выгодных путей, потому что судит его решения с точки зрения нравственности и не зависит от наших чувств и желаний, обличая их уклонения от должного. У этого посланника Божия есть не только законодательная власть, но и исполнительная. Он наказывает нас угрызениями за уклонение от нравственного закона Божия и поощряет за добрые поступки.

И цари – это тоже Божии посланники, своего рода совесть народа. Слово «Христос» переводится как «Помазанник» в смысле порученной Спасителю Богом особой миссии на земле. Так и царь, помазанник Божий, имеет от Бога послушание править народом законно для его пользы. Монарха судит только его совесть, и через нее Сам Господь духовно управляет страной, если же власть делится между многими, никто не несет настоящей ответственности за результат. Если «нет царя в голове», нарушена иерархия, то начинается разброд мнений, чувств и желаний, не желающих подчиняться разумному и нравственному началу, совести, а затем и Самому Богу.

Святой царевич Димитрий был чист и исполнен желания послужить, но стал жертвой за грех, потому что люди не были достойны благодатного правления, им нужно было понести епитимию Смутного времени. Как и другой юный страстотерпец расстрелянный цесаревич Алексий, царь-мученик Николай II с семьей были чистыми и достойнейшими правителями, но народ отошел от Бога, отверг Его посланников и саму совесть, а потому дошел до крайней нищеты. Господь в Евангелии совесть называет соперником и советует примириться с ней на пути к судье, иначе судья ввергнет в темницу, и ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь все до последней копейки, что и исполнилось на нашем народе.

Будем молиться святому царевичу Димитрию, святым Царственным мученикам и всем святым, чтобы они помогли нам соблюдать чистой свою совесть, «еяже ничтоже в мире нужнейши есть», и поступать по воле Божией. Аминь.

Произнесена 16 июня 2018 г. на Литургии в Троицком соборе РДМ в Иерусалиме.