Нынешнее Евангельское чтение посвящено двуединой заповеди о любви, тому, что нужно возлюбить Бога всем сердцем, всей душой и всем умом своим и ближнего, как самого себя. Любовь является основой бытия, ибо по любви Бог создал мир и в любви должно соединиться в конечном счете все разумное создание. Эта заповедь является идеалом единства в Боге, конечной целью создания человека и всего мира.

В ответ на вопрос искушавшего фарисея, какая заповедь больше в законе, Господь точно указывает самое главное, предназначение и задачу Ветхого Завета – научить верности Богу и милости к человеку. Причем всем слушавшим сказанное Христом было знакомо и понятно, ведь эта цель прямо ставилась перед избранным народом. И в то же время не было ясно, как такой цели достичь. Фарисеи говорили, что для этого нужно исполнять закон во всех тонкостях, но сами так не жили, погрязнув в страстях.

Поэтому не случайно после учения о любви Господь спрашивает окружающих: «Как вы думаете, Христос чей сын?» Ему тут же отвечают: «Давидов». Тогда Спаситель вопрошает: «Как же Он ему сын, если сам Давид в псалмах называет Его Господом?» Христос обличает неверное умонастроение фарисеев и книжников, видевших Мессию земным царем, который должен устроить им рай на земле. И Господь дает им понять, что Он Царь и Учитель любви, а настоящую любовь невозможно приобрести человеческими усилиями, исполнением предписаний закона. Христос не только сын Давидов, не только Сын человеческий, как Он по смирению Себя называет. Прежде всего Он – Сын Божий, и лишь в Боге, в приобщении Его благодати можно познать настоящую любовь.

Поэтому апостол Павел сегодня и говорит: «Узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса… ибо делами закона не оправдается никакая плоть» (Гал. 2, 16). Любовь – это не только любование совершенствами предмета любви и радость о его благополучии, это и действие, направленное на благо любимого, даже если любящий терпит от этого урон или убыток. Если действительно любишь, то сделаешь все для любимого. Высшая любовь – это, прежде всего, жертва, когда человек сначала думает о любимом, а потом уже о себе.

А Крест Христов, которому мы ныне поклоняемся, – это то действие, совокупность действий, которые мы должны совершить, чтобы ответить на любовь Бога. Потому Господь и говорит Своим последователям: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34). А «кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф. 10, 38).

Можно ли нам как-то возблагодарить Господа за Его любовь, которая видна сначала в создании человека и мира, а затем в спасении падшего во грехи человечества, когда Бог Сына Своего Единородного отдал на распятие, чтобы мир был искуплен Его любовью? Даже если бы мы приобрели весь мир и отдали из благодарности Творцу, этого было бы недостаточно. Но чего ждет от нас Господь? «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» (Ин. 14, 21). Он ждет деятельного выражения любви в виде послушания воле Божией ради нашей же пользы.

Бог всеблажен, абсолютно самодостаточен и потому, как сказано в псалме, «благих наших не требует», т.е. не нуждается в наших дарах и жертвах. Однако при этом Он не хочет, чтобы мы оставались неблагодарными, и благодарность нашу принимает в лице ближнего, относя ее к Самому Себе: «Кто сотворил добро одному из братьев Моих меньших, тот Мне сотворил» (Мф. 25, 40).

«Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее, – говорит Господь. – Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» Это кажется противоречием, но когда мы отдаем себя, забываем себя ради других, ради Бога, мы обретаем свою душу, возрождаем ее любовью для жизни вечной. Поэтому душа, если пребывает в Боге, блаженна и в нищете, а если удалилась от Бога, то и обладание всем миром не спасет ее от духовной смерти.

Итак, высшие степени любви возможны лишь в Боге, Который Сам есть любовь. Человеку без содействия божественной благодати они недоступны, и никакие выполнения предписаний тут не помогут. Только во Христе человек может выйти из естественных своих пределов и в Его любви достичь обожения. Как говорит сегодня Апостол: «Уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал. 2, 20).

Забвение себя ради любви соединяет нас со Христом, так что наша жизнь уже в Боге совершается. А это и есть спасение, потому что любовь есть соединение с любимым, есть Царствие Небесное, пришедшее в силе еще до преставления в мир иной.

Поэтому будем просить Господа, чтобы Он дал нам благодатию Своею познать любовь еще на земле, научиться жертвовать, обнимать своим сердцем всех людей, как ближних, так и дальних. И тогда эта любовь исполнит нас радости, преобразит, освятит и сотворит достойными учениками Спасителя нашего Иисуса Христа. Аминь.

Произнесена 29 сентября 2019 г. в Неделю 15-ю по Пятидесятнице на Литургии в Казанском соборе г. Сызрань.