Мы пришли все сюда в этот субботний вечер, оставив повседневные заботы, чтобы помолиться Богу, прославить Его святое Воскресение. И в этом заключается мудрость человека, чтобы нам, земным, возвышаться над вещественным и устремляться к духовному, проникать в тайны Божии, тайны Креста и Воскресения.

Человек создан для радости, для блаженства, поэтому он явно или подсознательно пытается найти его на земле. В этом мире очень много отблесков, отражений Царствия Небесного: и прекрасное пение, и разум, и различные удовольствия, и красота – все это напоминает нам о нашем Небесном Отечестве. Но в земном нет жизни, подлинная жизнь у Бога.

В нынешнем воскресном утреннем Евангелии Ангелы обращаются к женам-мироносицам, пришедшим ко Гробу Господню, с такими словами: «Что вы ищете Живого между мертвыми? Его нет здесь» (Лк. 24, 5-6). Господь наш Иисус Христос сиял недолго, как солнце, в этом мире и зашел во Гроб. Наслаждавшиеся этим духовным светом при жизни Спасителя ученики и жены-мироносицы ищут Его среди умерших и не обретают, потому что Христос воскрес в духе. Как обычное солнце заходит с одной стороны, а ждать его восхода надо совсем с другой, так и Христос, живший среди людей телесно, по воскресении присутствует среди нас иным образом, духовно, а не по плоти.

И вот мы часто ищем в этой жизни удовольствий, радостей, утешения, но не в духовном, а в материальном и вещественном плане. Однако не только в материи, в животном и растительном мире, но даже среди людей, даже в любимом человеке самом по себе нет правды, нет этого света, подлинной жизни. Она может только отражаться в нем, а подлинная самобытная жизнь есть лишь во Христе, и обретается она не человеческими средствами в рамках вещественного мира, но по милости Божией в приобщении Божественной благодати, в Таинствах Церкви, в жизни по заповедям Божиим.

Мы созерцаем сейчас на середине храма крест Христов. Господь распростирает с распятия Свои руки, призывает нас к Себе. Крест Христов напоминает о том, что после грехопадения воля Божия и воля человеческая разошлись. Первая направлена вверх, к небу, а вторая распространяется горизонтально, распластана по лицу всея земли. И только в центре распятия, во Христе, примиряющем нас с Богом Отцом, они пересекаются, объединяются, становятся одним. Господь простирает руки, пронзенные гвоздями наших грехов, чтобы Своей любовью собрать наши сердца, наши мысли, растекшиеся по всей широте земного бытия, чтобы приблизить нас к Себе, духовному стержню, и направить к Богу Отцу. Чтобы мы соединились во Христе и в Нем из земных сделались небесными, чтобы пасхальная радость воскресения всегда освещала наши души.

Итак, пусть это направление жизни от земли к небу будет для нас главным, а все необходимое для плоти приложится промышлением любящего Отца. Будем стараться за внешними вещами и обстоятельствами видеть наше небесное предназначение, чтобы не зарывать в земных заботах свое духовное первородство. И тогда наши души и сердца всегда будут петь Христу Богу нашему: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое поем и славим». Аминь.

Произнесена 28 сентября 2019 г. Недели 15-й по Пятидесятнице на Всенощном бдении в Казанском соборе г. Сызрань. На Евангелие 4-е на утрени.