Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.
Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном (Мф. 5, 14-19).
Сегодня мы чтим память великого светильника веры дореволюционной России, св. прав. Иоанна Кронштадтского, так что читаемые ныне в Евангелии слова Господа о том, что христиане должны быть светом миру, становятся для нас понятными. Действительно, святой Иоанн исполнил эту заповедь, явившись «светильником горящим» для всей многомиллионной России, отцом и утешителем, учителем и чудотворцем для всех своих современников. Да и мы, их потомки, видя его добрые дела и чудотворения, прославляем Отца нашего Небесного. Вот что значит настоящая праведность! Вся его жизнь – прекрасная иллюстрация к мудрым словам прп. Серафима Саровского: «Спасися сам, и вокруг тебя спасутся тысячи». Каждый христианин, и мы с вами, призван стать солью земли, горящим светильником, одним словом, праведником.
Понятие праведник (по-гречески δίκαιος от слова δίκη – право, справедливость, законность) указывает на человека, следующего закону и правде. Но правду можно понимать по-разному. «Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, – говорит Господь, – то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф. 5, 20).
В чем заключалась праведность книжников и фарисеев? В том, что они внешне следовали, или заявляли, что следуют, всем предписаниям Ветхозаветного закона. Если отбросить множество измышлений, преданий человеческих, ветхозаветный закон весьма прост и конкретен: не поклоняйся идолам, не убивай, не присваивай себе чужого, исполняй положенное. Вместе с тем он очень глубок, ибо призывает возлюбить Бога всем своим существом и ближнего, как самого себя, а это невозможно без помощи благодати. Не достигая его глубины, книжники и фарисеи кичились внешним соблюдением общих запретов и изобретенных ими мелочей, за что Господь называет их лицемерами, примеряющими на себя личину праведности. Праведник тот, кто усвоил правду своим сердцем, преобразился и сам приобрел праведное устроение.
В сегодняшнем Евангелии Господь объясняет, что Он пришел не разрушить закон, но исполнить его на новой глубине: не только не убивай, но даже не гневайся напрасно и не рань ближнего словом, не только не прелюбодействуй, но и в мыслях храни чистоту. Христос открывает миру сокровенные духовные законы и при этом дает силу им следовать. Он призывает не искать человеческой справедливости, следуя принципу «око за око и зуб за зуб», но возвышаться до Божественной любви. Не противиться злу, но побеждать зло добром, любить всех, даже самих врагов своих, просящему давать, не ожидая возвращения и похвал. Для чего? Чтобы уподобиться Отцу нашему Небесному, который всех любит, и злых, и добрых, и всем желает спасения. Раскрытие образа Божия в себе и достижение Богоподобия – вот истинная праведность, светящая миру.
И святой праведный Иоанн, который, как мы знаем, был законоучителем в школе, своей горящей, подобно свече, жизнью учит нас, детей своих, подлинному Закону Божию, закону любви и жертвенности. Когда его только поставили ключарем Андреевского собора в Кронштадте, куда в то время ссылали всякий преступный элемент, он сразу начал приходить к бедным и нередко пьющим портовым работникам, в их семьи, беседовать с ними о Боге, утешать, материально поддерживать, отдавая последнее. Это ли не подражание Христу, отдавшему душу Свою за други Своя, в подвиге жертвенной любви истощившему Себя, чтобы спасти многих?
Отец Иоанн всего себя отдавал деятельной любви ближнему, горя в служении, и овцы Христовы узнали в нем голос Небесного Пастыря. На исповеди праведника, длившиеся по 12 часов, приходило до 6 тысяч человек, собор, рассчитанный на 7 тысяч, был постоянно переполнен. Никто кроме него не имел такого влияния на все слои русского общества. Слово его, не блестящее и изысканное, но живое, благодатное и доходящее до сердца, подавало единое на потребу миллионам, подобно тому, как Христос чудесным образом насытил хлебами пять тысяч человек. Сказанное им в огромном количестве экземпляров распространялось по всей России в виде печатных сборников проповедей, книг и дневников. К нему приезжали толпы народа, ему присылали сотни писем и телеграмм в день с просьбой о молитве, и никому он не отказывал, молясь, как о себе. А Господь исполнял все прошения Праведника. Это напоминает евангельские времена, когда за Христом бегало множество народа, и Он исцелял всех, когда страждущие искали прикоснуться хотя бы к тени апостола Петра или приложить к телу платок апостола Павла.
Вот это и есть подлинное исполнение закона, но не ветхозаветной буквы, а высшего закона любви, уподобление Богу в благости и жертвенности, ибо только «любовь есть исполнение закона» (Рим. 13, 10). Кто так будет жить и своей жизнью научит этому и других, тот исполнит заповеди до последней йоты или черты и великим наречется в Царствии Небесном (Ср. Мф. 5, 19).
Будем же следовать примеру этого великого Праведника в своей жизни, начиная с мелочей, с осознания принципа: «блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20, 35), будем служить и любить первыми, не ожидая этого сперва от других. И да сподобит нас Господь молитвами святого праведного Иоанна Кронштадтского достигнуть вечных блаженных обителей, «идеже… праведницы сияют яко светила» во Царствии Отца нашего Небесного. Аминь.