Во второе воскресенье по Пятидесятнице Святая Церковь празднует память Всех святых, в земле Русской просиявших, как прекрасный плод спасительного сеяния Христова в мире. Русская земля оказалась той благодарной и доброй почвой, на которой семя Евангельской проповеди глубоко пустило корни и принесло сторичный плод добродетели.
Свет Христовой веры, пройдя сквозь призму Святого Духа, показал в душах русских людей весь спектр добродетелей: красный цвет мученичества и исповедничества, желтый – святости и любви ко Христу, зеленый – преподобия и праведности, голубой – девства и чистоты. Он нашел в них сродную себе среду, искру небесного огня, простоту и искание правды. То, что ублажает Христос: блаженны нищие духом, а не пресыщенные, блаженны плачущие, а не самодовольные, блаженны алчущие и жаждущие правды, т.е. оправдания в Боге, а не думающие только о земном. Ибо таковые насытятся, утешатся, будут оправданы, помилованы и наследуют Царство Небесное.
Русские люди оказались в массе своей такими блаженными, не от мира сего, потому что не довольствовались земным, но искали небесного. И сама Русь называлась святой, не потому, что все в ней были святыми, а потому, что было общее стремление к идеалу святости, люди чувствовали, что именно в этом мудрость и истина.
В сегодняшнем апостольском чтении св. Павел говорит о том, что одинаково будут осуждены и те, кто грешил вне закона, и грешившие под законом, а оправданы исполнившие закон на практике. «Потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут, ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают… они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их» (Рим. 2, 13-15).
Этот нравственный закон, изначально записанный Богом в совести, был призван вести человека к познанию Творца. Но поскольку мало кто внимал совести, Бог пожелал дать людям небесное откровение, писаный закон, говорящий о том же, что и голос совести, чтобы в какой-то момент они соединились во Христе и сбылось пророческое: «Милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася! Истина от земли воссия, и правда с небесе приниче» (Пс. 84, 11-12).
Предвечный совет Божий определил Второму Лицу Святой Троицы, Премудрости Божией, Христу, прийти на землю и явить людям смысл Ветхого Завета как призыв к нравственному совершенству, как раскрытие заложенного в человеке образа Божия. В этом суть Нового Завета, по слову пророка: «Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом» (Евр.8, 10).
Кто этот народ Божий, воспринявший Господни заповеди всей душой и всем сердцем? Здесь говорится об Израиле, но «не все те Израильтяне, которые от Израиля; и не все дети Авраама, которые от семени его», – говорит св. Павел (Рим. 9, 6-7). А в другом месте он поясняет, что Завет «от горы Синайской, рождающий в рабство… соответствует нынешнему Иерусалиму… а вышний Иерусалим свободен: он – матерь всем нам» (Гал. 4, 24-25).
И вот святые земли Русской, эти, как поется в тропаре, «Иерусалима Вышняго граждане, от земли нашей возсиявшие и Богу во всяком чине и всяким подвигом угодившие», стали вождями и тысяченачальниками Нового Израиля, путеводными звездами в Царство правды и света. Потому что они постигли и исполнили закон свободы и любви, уподобившись Богу в благости.
«Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности» (Рим.9:31), «потому что конец закона – Христос, к праведности всякого верующего» (Рим.10, 4). «И от полноты Его, – по слову Иоанна Богослова, – все мы приняли и благодать на благодать, ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин. 1, 16-17). «Ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки» (Рим. 3, 21). И Спаситель говорит, что на заповедях о любви к Богу и ближнему утверждается весь закон и пророки (Мф. 22, 40), ибо «любовь есть исполнение закона» (Рим.13, 10).
Поистине, недостанет нам времени, чтобы повествовать подробно о русских святителях и страстотерпцах, преподобных и праведных, благоверных князьях и Христа ради юродивых, которые верою побеждали царства, а наипаче свое ветхое естество, творили правду, страдали за истину, прогоняли полки чужих, сердцем жаждали Бога и освятились во многих подвигах. Но самое главное это то, что они стяжали венец совершенства – любовь, уподобились Богу и ныне на небесах наслаждаются вечной славой, как и мириады не прославленных, но угодивших Господу простых христиан.
Своим примером они зовут нас к подражанию, помогают и ободряют. Ведь в наших жилах течет их кровь, в нас уже на генетическом уровне заложены те же идеалы. Это небесное сокровище облегчает путь христианина, но и ко многому обязывает. Ведь, приняв святое Крещение, мы с вами, по слову Апостола, приступили не к ветхому Синаю, страшному и сияющему огнем славы Божией, но «ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах» (Евр. 12, 22-23).
Своими трудами и подвигами русские святые обличают нашу леность, рассеивают все наши отговорки и оправдания, ведь они жили в более трудных условиях, чем мы, а «Иисус Христос вчера и днесь тойже, и во веки» (Евр. 13, 8).
Вывод же из сказанного возьмем у того же Апостола, призывающего нас сегодня: «Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса» (Евр. 12, 1-2).
«Соборе святых русских, полче Божественный, молитеся ко Господу о земном отечестве вашем и о почитающих вас любовию». Аминь.