О тщеславии и подлинном смирении. На память прп. Силуана

1474749761

Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их; все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих; также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель! А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос. Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится (Мф. 23, 1-12).

В сегодняшнем Евангелии, дорогие братья и сестры, мы слышали, как Господь обличает фарисеев в лукавстве: они всё делают напоказ, учат правильным вещам, но, умножая требования для других, сами не хотят и пальцем пошевельнуть, чтобы исполнить их. Такое лицемерие, то, что сегодня называют двойными стандартами – одни требования к народу и совсем другие к себе, – свидетельствует о том, что ими движет тщеславие. Не любовь и долг, а желание похвал и высоких титулов побуждает их умножать слова и расширять свои религиозные одежды. Поэтому Господь советует исполнять то, чему они учат, но не уподобляться им в тщеславной саморекламе, «ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится» (Мф. 23, 12).

Действительно, мы знаем с вами эту непреложную истину, этот духовный закон: величие заключается в смирении, в самозабвенном служении другим, и такого человека, хотя он и уклоняется от славы, прославляет Сам Бог. А от ищущего славы она убегает, так что, желая поймать мираж, он губит свою душу и теряет все. Эгоист всегда преувеличивает свою значимость и умаляет других, ему кажется, что мир вращается вокруг него самого, а ценность окружающих определяется лишь практической ему от них пользой. Разумный же человек борется с гордыней, умаляет себя перед Богом и перед людьми, оправдывая их и возвышая, и тем самым духовно утверждается в смирении.

А ещё Господь учит нас сегодня в Евангелии, чтобы мы не называли друг друга учителями, не величали ближних высокими титулами отца и наставника. Смирение не должно переходить в лесть, чтобы нам не подвергать ближних соблазну высоко думать о себе. В то же время, не следует судить, т.е. увлекаться человеческой оценкой духовного уровня других людей. Только Господь судит истинно, наша же оценка неизбежно будет субъективной. Как сегодня апостол Павел сказал, что для него мало что значит мнение людей, потому что он и сам о себе не судит, но оставляет суд Богу (Ср. 1 Кор. 4, 3-4). Поэтому Господь говорит: «А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья» (Мф. 23, 8). Да, есть среди нас отцы и наставники, но в сравнении с благодеяниями Спасителя нашего Иисуса Христа все добродетели и достижения людей почти исчезают, так что все облагодетельствованные оказываются примерно на одном уровне.

Впрочем, в духовной жизни необходимо рассуждение, духовный опыт, нужно приобрести чувства, обученные в различении добра и зла (Евр. 5, 14). Потому что, если нет рассуждения, добродетель легко может превратиться в порок, как это произошло с фарисеями.

Сегодня мы празднуем память преподобного Силуана Афонского – великого делателя молитвы и собеседника Святого Духа. Он стяжал святость не столько подвигом и аскезой, потому что были подвижники и более суровые в этом плане, сколько тем, что посредством смирения и чистой молитвы достиг единения с Богом. Хотя в начале подвига ему мешала тонкая гордость, однако, ведомый Промыслом Божиим и рассуждением, он научился подлинному смирению. В жизни он был очень скромным: никто не видел его подвигов, мало кто из монастырской братии знал о его великом духовном преуспеянии. Его нельзя было упрекнуть в том, что он искал известности, особых благодатных даров или какого-то положения в монастыре.

После кончины Преподобного его ученик, иеродиакон Софроний (Сахаров), написал о нем замечательную книгу, через которую многие пришли к вере и монашеству. Люди стали приезжать на Афон и спрашивать, где находится глава прп. Силуана Афонского. Тогда игумен, строжайшей жизни аскет, проведший большую часть жизни на Афоне, показал свою духовную незрелость. Чтобы, мол, не было предпочтения, он велел уничтожить главу Святого и послал двух монахов утопить её в море. К счастью, они спрятали её и в тайне давали приложиться к ней тем, кто приезжал в монастырь. Через несколько лет его сменил другой игумен, который, узнав о главе, велел закопать её в землю, что тоже не было исполнено в точности. Честную главу скрывали и от третьего игумена, который также с ней боролся до ухода на покой. А один архиерей отклонил первоначальное предложение о прославлении Преподобного, чтобы, якобы, «не оскорблять остальных» почивших монахов (как будто они от этого расстроятся).

Такое отрицательное отношение к почитанию Старца объясняется особым духовным настроем, господствующим на Афоне. Там духовно трезвые и суровые подвижники на дух не переносят никакого тщеславия и превозношения, истребляя его в себе и в других. Они искореняют малейшие попытки кого-то выделить и назвать святым, руководствуясь принципом: «При жизни не ублажай никого». Но так ли это необходимо, когда со времени кончины Старца прошло много лет? Или, может быть, причина этому в ревности, зависти: почему он, а не мы, или другие монахи, которые много подвизались? Но это подход человеческий, юридический, страстный, потому что не люди, а Господь определяет меру святости и достоинство каждого.

Интересно, что и сам святой Силуан даже после смерти не желал известности. Преподобный Паисий Святогорец приводит свидетельство своего духовника – русского подвижника отца Тихона. Преподобный Силуан явился ему после написания книги и сказал: «Этот благословенный отец Софроний столько похвал написал обо мне. Я бы этого не хотел». Вот торжество смирения, побеждающего саму смерть!

Однако Промыслу Божию было угодно прославить Преподобного и поставить его на свещнице церковной, чтобы приходящие поколения христиан видели свет. Святых намного больше, чем могут вместить святцы, и об очень многих мы не знаем ничего, но Господь прославляет некоторых из них для нашей пользы и назидания. Итак, будем следовать путем преподобного Силуана, путем молитвы, рассуждения и подлинного смирения, которое должно стать неотъемлемым свойством души. Оно поможет нам избежать действия страстей – этих сетей диавольских, в которые иногда впадают и православные подвижники. И тогда ничто не будет мешать нам воздавать честь тому, кому она подобает, чтобы, по слову Апостола, не быть «должными никому ничем, кроме взаимной любви» (Рим. 13, 7). Аминь.

Произнесена 24 сентября 2016 г. на Литургии в Троицком соборе РДМ в Иерусалиме.