Сегодня, дорогие братья и сестры, совершенно особенный, исключительный день в жизни нашей Церкви. Сегодня, в Великий Четверток, мы воспоминаем Тайную Вечерю, т.е. установление Господом Таинства Евхаристии, Божественной Трапезы, на которой верные под видом хлеба и вина приобщаются Телу и Крови Господа нашего Иисуса Христа. Без Евхаристии немыслима Церковь, без Причащения Тела и Крови Спасителя невозможно спасение. И сегодня мы стоим у самых истоков Нового Завета, и не созерцаем даже, а всецело участвуем в той самой Божественной Трапезе, где Сам Господь в лице Своих учеников и апостолов преподает нам Животворящие Тайны в жизнь вечную.
Ныне исполняется предвечный замысел Божественной Троицы, ныне нам открывается смысл всего домостроительства нашего спасения, божественного истощания и воплощения Христа. Для того Он и облекся в наше смиренное тело, чтобы человеческую природу приобщить Своему Божеству, для того и претерпел невинные страдания и крестную смерть, чтобы явить совершенную любовь и отдать Себя во снедение верным. Чтобы мы, с верой приобщаясь Его Плоти и Крови, получали духовное и телесное очищение и освящение и становились друзьями, сынами и сотелесниками Христа, «плоть от плоти и кость от кости» Его. Ведь для того мы и принимаем Крещение, и ходим в церковь, и открываем грехи на исповеди, чтобы иметь общение со Христом в таинстве Евхаристии, и нет большего дара под солнцем, чем приобщение Пречистых Таин.
Нельзя нам пренебрегать этим великим даром и нерадеть о причащении. «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь – говорит Господь, – пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6, 56). И ещё: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет» (Ин. 15, 5-6). Поэтому регулярное приобщение Святых Таин – дело Самим Богом заповеданное и несомненно богоугодное.
Причащаясь со страхом и радостью святых Даров, будем помнить об их великой цене, ибо они о смерти Господней за нас возвещают (Ср. 1 Кор. 11, 26). На Тайной Вечери Господь дает нам великий пример жертвенной любви, добровольной и самоотверженной отдачи себя другим, и только такая любовь делает нас Христовыми учениками. Но жертвенность невозможна без смирения, и потому Царь царствующих и Господь господствующих прежде Вечери, как слуга, смиренно умывает ноги Своим ученикам, «являя делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их» (Ин. 13, 1). Значит и мы должны возлюбить Его до конца, всем своим существом, чтобы по любви к Нему быть готовыми на всяческое смирение и на любую жертву.
Умовение ног указывает нам ещё и на то, что для участия в Вечери требуется особая душевная чистота. Как апостолы, хотя и были уже очищены общением со Спасителем, однако нуждались в омовении ног, так и нам, омытым св. Крещением и удаляющимся от смертных грехов, для принятия внутрь Бога необходимо таинство исповеди, омывающее вольные и невольные повседневные прегрешения.
Но можно приносить мелкие повторяющиеся грехи на исповедь, не замечая в своем сердце скрытых страстей, способных удалить нас от Господа. Страшен грех Иуды, но до такого безумия и ослепления его довела «безобидная», казалось бы, алчность. Бичуя вместе с Церковью грех предательства, не будем забывать и о самоуверенности Петра, который клялся в верности к Господу и по малодушию отрекся от Него трижды. Ведь опасность оказаться предателем существует для нас, и это до тех пор, пока в нас ещё таятся неизжитые страсти. Если при спокойном течении жизни мы по немощи не можем удержаться от извинительных грехов, то как поведем себя в критической ситуации под давлением обстоятельств? Только любовь, как приобщение уже здесь неотмирной силе Божией, окончательно изгоняет страх оказаться предателем.
В чем же критерий достойного и недостойного причащения? Эта грань проходит через свободное произволение человека. Сколько раз Спаситель давал Иуде возможность покаяться, умыл ему ноги и даже причастил Своего Пречистого Тела, «но беззаконный Иуда не восхоте разумети». Ему не нужен был Спаситель, потому что его бог – чрево и идол – сребролюбие. Та самая совесть, которую он не хотел слушать до предательства, по совершении греха показала ему всю глубину его падения, но он и тогда не покаялся, а впал в отчаяние и удавился. А Петр от одного кроткого взгляда Христова предался горячим слезам, которые не оставляли его до конца жизни, и потому был прощен и возвеличен Господом. И грешная жена только за то, что возлила миро на главу Господа, получила оставление грехов и прославляется Евангелием, потому что «возлюбила много». Поэтому единственным признаком достойного устроения перед причащением, кроме примирения с ближними, служит искреннее желание соединиться со Христом и глубокое сознание своего недостоинства.
Но помимо приобщения Чаше Господней без рассуждения, по привычке, есть и другая опасность – под предлогом своего недостоинства удаляться от Св. Причастия, по нерадению к достойной подготовке лишать себя такой благодатной помощи. Господь говорит: «Приимите, ядите… со страхом Божиим и верою приступите, чтобы вам очиститься и освятиться», – а мы перечим Ему и отговариваемся своим недостоинством. Царь Небесный зовет нас на уже готовый пир, трапезу жизни, а мы отвечаем, что, якобы, недостойны её. Хотя на самом деле не хотим, у нас другие интересные дела и заботы, либо просто трудно исповедоваться и лень готовиться. Давайте вспомним, что ответил Господь тому же апостолу Петру, когда тот по ревности начал несмиренно противоречить: «Не умоешь ног моих вовек». Он сказал: «Если не умою тебя, не имеешь части со Мною» (Ин. 13, 8). Так и мы, если не будем с сознанием своего недостоинства принимать духовную пищу, не будем иметь части со Христом в вечности. Итак, «блажен есть, – как говорится в одном тропаре канона ВеликогоЧетверга, – иже может верно прияти Господа, горницу убо сердце предуготовав, и вечерю благочестие». Блажен, потому что, при всей своей человеческой малости и ограниченности, в Причастии он сливается с великим телом Церкви торжествующей, глава которой Христос, а члены – сонмы святых и праведных. Ведь все мы, причащающиеся из единой Чаши, исполняем молитву Спасителя к Богу Отцу во время прощальной беседы: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе» (Ин. 17, 21). Так со страхом Божиим и благоговением, верою и любовию к животворящему ребру Христову приступим, да причастницы жизни вечныя будем. Аминь.