Премудрость, Господь наш Иисус Христос, созда Себе дом, Святую Церковь, и утверди столпов седмь, семь таинств, закла Своя жертвенная, и раствори в чаши Своей вино, и уготова Свою трапезу. Посла Своя рабы, апостолов и священство, созывающи с высоким проповеданием на чашу, глаголющи: иже есть безумен, да уклонится ко Мне. И требующим ума рече: приидите, ядите Мой хлеб и пийте вино, еже растворих вам: оставите безумие и живи будете, да во веки воцаритеся» (Притч. 9, 1-6).
Это известное место из Притчей царя Соломона прообразует таинство Евхаристии, установленное сегодня Спасителем на Тайной Вечере, Божественную трапезу, которую предлагает Христос верующим в Него. Приступая к святым Тайнам и причащаясь животворящих Тела и Крови Господней, мы искренне соединяемся со Христом и приобщаемся Его божественным свойствам. Здесь говорится о Христе как Премудрости, и чтобы приобщиться Его мудрости, нужно познать свое неразумие. Но Христос – Само совершенство, и потому можно перенести этот принцип на все Его свойства.
Бог есть любовь, а мы скудны на доброе. Познаем нехватку любви, свой эгоизм и приступим к Чаше, чтобы Господь исполнил нас Своей благости. Христос дает радость, а мы часто пребываем в печали и унынии. Соединимся с Ним, и Он сделает нас блаженными. У Господа вся полнота бытия, осознаем свою нищету, что мы ничего не имеем в духовном плане, и Господь сделает нас духовно богатыми. Одним словом, Господь свят, а мы грешны, потому осознаем свою греховность и необходимость в Спасителе, приступим к Его трапезе и наследуем жизнь вечную.
Итак, в тесном общении со Христом в таинстве Причащения мы становимся причастниками Его Божества, всех Его духовных совершенств и соединяемся друг с другом в одно целое, в единое тело Церкви с главою – Христом. Это то, о чем молится Господь Богу Отцу во время прощальной беседы:«Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе» (Ин. 17, 21). Соединяясь со Христом, становясь «плоть от плоти и кость от кости» Его, мы тем самым соединяемся друг с другом и с Богом. Поэтому преображение во Христе, усвоение себе Его добродетелей является главной целью жизни христианина. Ради этого Господь стал человеком, предал Себя на распятие и основал на земле Свою Церковь, чтобы дать нам возможность причащаться Божества. Христианское совершенство измеряется степенью уподобления Христу, соединения с Ним. «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет» (Ин. 15, 5-6).
Господь Своей крестной жертвой, Своим смирением и уничижением ради рода человеческого дает нам пример подлинной любви, и ученики Христовы должны стремиться быть подобными своему Спасителю. Чтобы участвовать в этой Вечери, в этом пире Божием, нужно соблюсти определенные условия. Господь призывает всех, но нельзя остаться на пиру не в брачной одежде, в рубище грехов и страстей.
В Пастыре Ерме христианин уподобляется живому камню в здании Церкви Христовой. И чтобы быть таким камнем, нужно иметь твердую веру, нужно иметь определенную форму, быть в Церкви на своем месте. Все наши шероховатости и выступы должны быть отполированы, стерты подвигом смирения, служения ближнему, трудом по исправлению себя. И тогда мы сможем быть частью единого здания, членами единого тела Церкви, в котором все заботятся друг о друге, подражая главе – Христу.
Но чтобы подражать Господу в Его жертвенности, чтобы любить, необходимо смирение. Сегодня Господь являет нам образец этого смирения, ибо Он, Царь царствующих и Господь господствующих, смиряется и умывает на вечери ноги ученикам, давая пример и нам смиряться перед ближними своими, перед всеми. Потому что смирение – это тайна, и смиряющий себя вознесется, будет вознесен Богом во славе. Христос умыл ноги ученикам, «являя делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их» (Ин. 13, 1). Поэтому мы так же призываемся возлюбить Господа до конца и быть готовыми на все жертвы, на всякий труд ради того, чтобы быть с Ним.
Омовение ног на вечере говорит нам ещё о том, что, приступая к этой Божественной Трапезе, мы должны быть чистыми и безупречными. И как Апостолы, которые общением со Христом убелили свои души, нуждались, тем не менее, в омовении ног от внешней пыли, так и мы, омытые святым Крещением и удаляющиеся грубых грехов, нуждаемся перед принятием Святых Таин в очищении своих повседневных прегрешений в таинстве исповеди.
Однако бывает, что, исповедуя мелкие прегрешения, мы не боремся со своими страстями, губительными для души. Страшен грех Иуды, который сегодня бичует святая Церковь, но произошел он от, казалось бы, невинной страсти – любви к деньгам, или сребролюбия. Апостол Павел предостерегает, что сребролюбие – это корень всех зол, это идолослужение. И вот, мы видим, как эта обычная среди людей страсть одного из ближайших учеников Христовых делает предателем, самым проклятым человеком.
Но даже победив свои грубые страсти и часто исповедуя повседневные грехи, мы не можем быть уверены, что до конца пройдем подвиг веры и получим венец правды. Потому что пока в нас действует естество Адама, пока в нас течет его кровь, зараженная грехом, мы не можем быть уверены в себе и своей добродетели. Мы видим апостола Петра, самого ревностного ученика, который обещал, и хвалился, и клялся, что будет верным до конца, но трижды отрекся. Поэтому пока в нас живет эта ветхость, пока кровь Христова не заменила в наших жилах кровь Адама, не обновила наше естество, пока мы не стали новой тварью во Христе, мы будем совершать свое спасение со страхом. Будем бояться, прежде всего, греха, потому что грех разлучает с Богом, удаляет нас от жизни вечной, не допускает соединиться с Божеством в Причастии. И одно из сильнейших оружий против греха и ветхости – регулярное приобщение святым Христовым Тайнам.
Всем известно, что приступать к Таинствам нужно достойно, т.е. с разумом, осознавая великую милость Бога и свою греховность. Недостойно причащаться – значит не пытаться проникнуть в величие этой милости Божией к нам, не видеть своих прегрешений, воспринимая Тело и Кровь Христа как нечто обычное, некую формальность, и такие люди, говорит Апостол, болеют и даже умирают.
Но есть другая крайность: ссылаясь на свое недостоинство, совсем не приступать к Таинствам или делать это крайне редко. Потому что здесь под видом благочестия закрадывается лень, нежелание готовиться к Причастию, понести душевный и телесный труд.
Сегодня в Евангелии мы слышали, что когда Господь хотел умыть апостолу Петру ноги, тот начал противиться и, якобы из смирения, сказал: «Не умоешь ног моих вовек». Тогда «Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною» (Ин. 13, 8). Так же и в вопросе с Причащением: конечно, мы недостойны, мы грешнее всех и должны это осознавать, но Господь призывает, и мы не можем отказываться. Господь хочет очистить нас, Он хочет войти в нашу душу, освятить её, преобразить, для чего нужны желание и труд и с нашей стороны, а если мы упираемся, то это не от смирения.
Поэтому со страхом и трепетом, с верою и любовию к животворящим ребрам Спасителя приступим, да причастницы жизни вечной будем. Аминь.