Время углубления в себя

1488231527

Вот, дорогие братья и сестры, мы и вступили на благословенное поприще Великого поста – время покаяния и исправления. Преподобный Андрей Критский в своем замечательном каноне приводил нам в Священном Писании примеры праведников и грешников, чтобы умягчить наше сердце и расположить его к покаянию. Этими яркими образами, как иерихонскими трубами, он старался сотрясти нашу гордыню, нашу самодовольную успокоенность и сердечное окаменение.

В попытках расшевелить спящую совесть святой Андрей как бы в отчаянии восклицает: «Закон изнеможе, празднует Евангелие, Писание же все в тебе небрежено бысть». Мудрые откровения двух Заветов бессильны привести нас в чувство, подвигнуть душу к покаянию. Мало того, сами Святые места, где происходили эти священные события, сам Животворящий Гроб Воскресшего Господа порой не в состоянии победить наше нераскаянное упорство.

В Средние века люди спорили: может ли Бог сотворить такой камень, который Он Сам не мог бы поднять. Если не обращать внимания на несостоятельность этого парадокса, ибо всемогущество не есть попрание здравого смысла, можно ответить: «Да. Господь сотворил такой камень, который Сам не может подвинуть силой, и этот камень – наше свободное произволение». Тот, Кто дал людям дар свободы, уважает их право самим решать: идти путем жизни или путем смерти. И только мы сами можем оторвать свое произволение от земли и устремить его к Богу, чтобы наследовать Его блаженство.

Вот для этого и дано нам время поста, покаяния, молитвы и размышления, чтобы мы рассмотрели ещё раз свою жизнь: что есть в ней хорошего, а что требует исправления? Идем ли мы путем, угодным Богу? Приближаемся ли мы к Нему, нашему Создателю, или погрязли в страстях, удовольствиях, суете?

Христиане, хранимые и просвещаемые Богом, имеют великие преимущества в этом мире. Они подобны непотопляемым парусникам, свободно и легко плывущим к своей прекрасной цели, едва касаясь поверхности моря. Но когда паруса обвисают, корабль не слушается руля и начинает останавливаться под действием какой-то невидимой силы, когда и немощные усилия гребцов не приносят уже пользы, нужно заглянуть на глубину. Нужно обратиться к глубинной, духовной части нашего существа и посмотреть, с Богом ли наше сердце? Может быть, корпус нашего корабля оброс тиной и моллюсками, опутан сетями, или морской змей – враг рода человеческого – вонзил в него свой коготь?

Пост – это время окунуться в молитву, погрузиться в свое сердце, чтобы разрушить все, отделяющее нас от Бога, связывающее нашу свободу во Христе. Ведь спасение – это не нечто недостижимое, нам не нужно подниматься за ним на небо или спускаться в ад, потому что, как говорит Писание: «Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем» (Рим. 10, 6). В нашем сердце сокрыто Царствие Небесное, но чтобы проникнуть внутрь, необходимо смириться, познать свою немощь и нужду в Спасителе. Вратами покаяния нужно войти во внутреннюю храмину своей души и увидеть, к чему она привязана.

Обычно человек живет поверхностно, смотрит на других, а себя забывает, и только тогда вспоминает о своей душе, когда испытывает скорби и начинает ощущать удушающее действие греха. Пост отрезвляет, открывает глаза на собственные проблемы, если, конечно, ему сопутствует желание потрудиться и духовно. Священное Писание и вся история человечества дают нам множество примеров, образцы как благоразумия и святости, так и душевного краха и погибели. Будем мудрыми во Христе, чтобы учиться не на своих, а на чужих ошибках, и идти проторенным путем спасения.

Да даст нам Господь за наши старания глубокое чувство покаяния и слезы, чтобы мы смирились и стали снова как дети, как лепечущие пред Ним младенцы. Тогда все грехи спадут с нас, подобно шелухе, и одним легким движением Христос разрушит все путы и козни врага, которые тот скрупулезно, долго и старательно сооружал, чтобы отгородить от нас Небо. Аминь.

Произнесена 27 февраля 2017 г. на Великом повечерии в первый день св. Четыредесятницы в храме св. царицы Александры РДМ в Иерусалиме.