Во Христе спасение – от страстей очищение

1487862495

Пилат сказал первосвященникам и народу: я не нахожу никакой вины в этом человеке. Но они настаивали, говоря, что Он возмущает народ, уча по всей Иудее, начиная от Галилеи до сего места. Пилат, услышав о Галилее, спросил: разве Он Галилеянин? И, узнав, что Он из области Иродовой, послал Его к Ироду, который в эти дни был также в Иерусалиме. Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался, ибо давно желал видеть Его, потому что много слышал о Нем, и надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо, и предлагал Ему многие вопросы, но Он ничего не отвечал ему. Первосвященники же и книжники стояли и усильно обвиняли Его. Но Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату. И сделались в тот день Пилат и Ирод друзьями между собою, ибо прежде были во вражде друг с другом (Лк. 23, 4-12).

Осталось несколько дней до начала Великого поста, времени очищения и борьбы со страстями – дурными навыками и влечениями, которые действуют в нас автоматически, почти помимо сознания. Они не имеют своего сознания и воли, в отличие от бесов, которые их насаждают и поддерживают, но, как и всякое зло, существуют только в меру нашего несовершенства, как отсутствие добра. Страсти – это механизмы и программы, действующие в нас по умолчанию, помимо нашей воли, поскольку ранее мы неоднократно разрешали такой сценарий.

Например, видит человек у другого оплошность или неправильное, с его точки зрения, поведение и по привычке осуждает. В своем сердце он испытывает некое удовлетворение, что его ожидания оправдались – другие грешат. Ему почему-то кажется, что если он докажет греховность окружающих, то сам от этого станет чище и лучше, хотя на самом деле происходит обратное – его очи помрачаются и видят только дурное, а сердце становится гордым и завистливым.

Если бы такой человек, прежде обычной реакции, пожалел бы другого, постарался понять и помочь, оправдать его незнанием, немощью или сложностью характера, вспомнил бы о своих грехах и о том, что осуждающий похищает Божие право судить, он отнесся бы к поступку ближнего иначе. Но страсть не дает ему времени, действуя самостоятельно, и в этом смысле является враждебной нашему спасению волей, врагом Бога.

Страсти разворовывают достояние Божие, разменивают его на мелочные удовольствия, даже не на удовольствия, а на удовлетворение привнесенных дурных потребностей, подобно алкоголю или курению. Страсти поражают сердце, постепенно лишая его способности любить Бога и людей, искажая его природные добрые качества. А грехолюбивое сердце воздействует на ум, делая его лукавым, предвзятым, изворотливым, непостоянным.

В Евангелии мы, как в зеркале, наблюдаем духовную суть происходящего в каждой душе. Олицетворением страстей являются фарисеи и книжники, лицемеры, которые хотят казаться праведниками, служащими Богу, но на самом деле грабят достояние Божие. В жертву своему сребролюбию, властолюбию и сластолюбию они приносят Самого Мессию Христа. Они хотят убить единственного Наследника и приводят Его к Пилату, обвиняя во всех грехах.

Так сердце перетягивает на свою сторону и совращает ум, призванный быть неподкупным судьей и трезвым проводником. Страсти настраивают и народ – чувства и желания человека – требовать от Пилата-ума убить Христа, т.е. изгнать Его из их жизни. Главный аргумент – собственный авторитет: «Если бы Он не был разбойником, мы бы не привели Его к тебе». Также Господа обвиняют в том, что Он возмущает народ Своим учением, начиная с Галилеи и заканчивая Иерусалимом. Да, познав Христа, человек не может оставаться таким, как был до этого, и вот эта необходимость менять жизнь возмущает его былое спокойствие, это отстоявшееся болото. Оказывается, не всегда можно верить своему сердцу, часто из него, по слову Спасителя, исходят «злые помыслы, убийства, прелюбодеяния» и пр. (Мф. 15, 19).

Но вот появляется ещё один персонаж – царь Ирод. Услышав, что Христос родом из Галилеи, Пилат отправляет Его на суд её правителя. Ирод – это греховная воля человека, по замыслу Творца – исполнительная власть ума, а на деле – самостоятельное царство со своими собственными тщеславными запросами и амбициями. Ирод стремится к славе, власти и богатству, поэтому радуется возможности иметь Христа своим узником и задает Ему много вопросов. Не поможет ли Он в достижении этих целей, не сотворит ли чудо прославления, обогащения, насыщения? Но Господь не отвечает, Его воля слилась с волей Отца и далека от земных своекорыстных устремлений. Поняв, что пользы не будет, но и опасности нет, Ирод со своими воинами – самостью, эгоизмом, гордостью, тщеславием, миролюбием – смеется над Христом, облекает Его в царские одежды – мол, царствуй в Своем выдуманном духовном мире, а у нас свои, «взрослые» планы. Раздробленные грехопадением силы – ум, сердце и воля – теперь объединяются в своем противлении обновлению: Пилат угождает фарисеям и сближается с Иродом. Но напрасно они недооценивают силу Спасителя – когда с нами Христос, изменяется и ум, и воля, и сердце, так что не остается в них места для постыдных страстей. Мир, во грехе лежащий, прелюбодейное сердце, ослепший ум и развращенная воля, а также враг рода человеческого, раздувающий огонь греха – всё это оказывается бессильным воспрепятствовать пробуждающемуся духу, если он берет себе в союзники Христа. Любовь Бога, пострадавшего ради нашего спасения, преображает и мир внешний, и внутренний мир каждого из нас, если мы идем за Христом узким, но спасительным путем, взяв крест борьбы со страстями. Если с нами Бог, кто против нас?! Аминь.

Произнесена 23 февраля 2017 г. в четверг Сырной седмицы за Литургией на подворье РДМ в Иерихоне.