Сегодня поистине великий день, важнейший после Пасхи и Рождества Христова праздник, когда Бог во всей полноте действует в мире. Третья ипостась Святой Троицы, Дух Святой, сходит на апостолов Христовых, а через них на Церковь, чтобы сообщить жизнь и спасение всему человеческому роду.
В этом празднике открывается основополагающий догмат православной нашей веры о Триипостасном Боге во Единице поклоняемом. Оттуда, из недр Святой Троицы, берет начало наша жизнь, все добрые свойства и способности, и туда устремлено наше духовное вожделение. Триединое Божество – это идеал любви, действующей между Божественными Лицами, а также взаимного Их послушания и единства. И в соответствии с этим идеалом все христиане призваны соединиться друг с другом во Христе, в едином теле Его Церкви, чтобы водительством Духа прийти к Богу Отцу.
Святая Троица всегда действует нераздельно, но в определенные этапы истории нашего спасения проявляет Себя в разных Лицах. В период Ветхозаветной истории Бог Отец через исполнение велений закона подготавливает человечество к принятию высшего Откровения. Затем следует земное служение Господа нашего Иисуса Христа, когда Бог, обращаясь к людям, говорит нам в Сыне Своем (Евр. 1, 1-2). Со дня же Пятидесятницы, когда Дух Святой нисходит на Церковь, Бог пребывает в самом человеке, изнутри его спасая и преображая.
Если Бог Отец, собирая Свой народ под водительством закона, подготавливает еще грубого человека к исполнению заповедей, то Сын Божий, Вторая Ипостась, воспринимая и обожая человеческую природу, делает ее способной принять Духа и дает нам возможность соединиться с Богом. Наконец, Дух Святой реализует эту возможность Богообщения, преискренне соединяясь с сердцем каждого.
Период земного служения Господа Иисуса Христа начинается с Крещения и заканчивается Пятидесятницей, и в обоих случаях мы видим участие Духа Святого, когда Бог является в трех Лицах. Дух Божий бестелесен и являет Себя так, как этого требует ситуация. Если в первый раз Предтеча видит Его как сходящего на Христа голубя, что указывает на Его вездесущие и единство с Сыном, то сейчас Он сходит в виде разделяющихся и почивающих на Апостолах языков пламени. И это означает, что Дух Божий входит в каждого верующего и почивает в его сердце, сообщая ему богатые дары благодати. В день Пятидесятницы это выразилось в том, что Апостолы стали говорить на незнакомых им языках, чтобы проповедовать и благовествовать другим народам Царствие Божие, пришедшее в силе.
Это – самая совершенная форма откровения и самая полная степень общения Бога и человека. И на то, что пришествие Духа – результат и завершение миссии Христа на земле, указывают Его слова из Прощальной беседы: «Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин. 16,7). «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину» (Ин. 16, 13).
У евреев тоже есть Пятидесятница, совершаемая через семь седмиц или пятьдесят дней после Пасхи, почему она и называется «Шавуот», т.е. седмицы. Но их праздники – лишь тени и прообразы настоящих событий. Иудейская Пасха была воспоминанием исхода и избавления от египетского плена, служившего прообразом избавления от плена греха и воскресение со Христом в новозаветной Пасхе. А в Пятидесятницу евреи воспоминают дарование им заповедей, написанных перстом Божиим на каменных скрижалях, и закона. Когда Бог впервые говорил к народу, гора Синай дымилась и сотрясалась. Тогда народ убоялся и сказал Моисею: «Говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть» (Исх. 20, 19). Да и Сам Бог, видя дебелость иудеев, запретил им подходить к горе, чтобы остаться в живых.
И вот по воскресении Христа в день Пятидесятницы Бог снова обращается к людям. Он уже может лицом к лицу говорить с христианами, потому что они очистились жертвой, учением и благодатью Господа нашего Иисуса Христа. Сегодня раскрывается таинственный смысл Ветхозаветной Пятидесятницы, прообраз воплощается в жизнь. Отныне Дух Святой, размягчая камень сердец наших, пишет на них глаголы мудрости, животворящие заповеди. Причем запечатлевает в них не только данное иудеям Десятисловие, но все духовные заповеди Христовы, которые мы благодатью Духа Святого познаем и исполняем в нашей христианской жизни.
Через полторы тысячи лет Бог утверждает новую Пятидесятницу, обращаясь к человеку не на горе Синай, а на Сионе. Огонь вещественный сменяется на пламень благодати Духа, о котором говорил Спаситель: «Огонь пришел Я низвести на землю» (Лк. 12, 49). И если в даровании закона народ Божий организовался как государство, родилась Ветхозаветная Церковь, то Сошествие Духа есть рождение Церкви Христовой, Новый Завет с Богом и начало новой эры поклонения Богу в Духе и истине. Отныне не исполнение буквы закона, а духовное уподобление Творцу угодно Ему и спасительно. И это действие совершает в нас Сам Бог, Дух Святой, Который разверзает в каждом сердце неиссякаемый источник благодати, текущий в жизнь вечную.
Отныне мы письмо Христово, написанное Духом Бога живого не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца (2 Кор. 3, 2-3). И это налагает на христианина ответственность, потому что мы, как говорит апостол Павел, «приступили не к горе, пылающей огнем, не к трубному звуку, который слышащие просили, чтобы не было продолжаемо к ним слово, но к горе Сиону и ко граду Бога живого, к Небесному Иерусалиму и тьмам ангелов… к Церкви первенцев, написанных на Небесах» (Евр. 12, 18-23). «Ибо вы, – по слову Апостола, – храм Бога живого, как сказал Бог: “Вселюсь в них и буду ходить, и буду их Богом, и они будут Моим народом”» (2 Кор. 6, 16).
Вот это и происходит в новозаветное время: Бог изливает Духа Своего на всякую плоть и вселяется в наши сердца, делая их блаженным подобием Царствия Небесного. Будем же стараться стать чистыми и достойными сосудами, способными стать вместилищем благодати, чтобы Святая Троица, Отец, Сын и Святой Дух, устроила в нас Свою обитель и приобщила к единству любви во веки веков. Аминь.