В эти светлые и радостные дни до отдания Вознесения Христова Святая Церковь в кондаке праздника подытоживает суть этого события: «Еже о нас исполнив смотрение и яже на земли соединив Небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами и никтоже на вы».
Иными словами, Христос Бог наш, исполнив в мире весь замысел о нашем спасении и соединив наше земное естество со Своим небесным, вознесся во славе, но не удалился от людей, а теперь еще теснее связан со Своими последователями, взывая к любящим Его: «Я всегда с вами, а это значит, что никто не может нам противиться».
Итак, Христос возносится во славе, возводя на небо и наше человеческое естество, чтобы и его приобщить к небесной славе. А что такое слава? Надо ли ее искать, молиться о ее приобретении? С одной стороны, известность, когда о тебе знают, тебя помнят и любят – это приятно. А с другой – мы знаем, что славолюбие, тщеславие – это грех, нужно быть скромным и незаметным.
Действительно, есть две славы: одна человеческая, суетная и временная, святые Отцы уподобляют ее рваной рогоже, которой мы пытаемся прикрыть свою наготу, а другая Божия, таинственная и непостижимая, которая открылась ученикам Спасителя на горе Фавор как ослепительный нетварный свет. От первой, человеческой, нужно удаляться, а ко второй, духовной и божественной, должно стремиться.
Но в читавшемся сегодня евангельском отрывке, в Прощальной беседе перед Своими страданиями, Господь говорит о другой славе. Он молится Богу Отцу: «Отче, пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя». И тут же говорит, что уже прославил Отца на земле, совершив порученное Ему дело. Действительно, Христос уже тогда прославил Бога среди людей Своим учением и чудесами, так что Ему оставалось лишь подтвердить и запечатать это откровение о Боге страданиями и Своим славным Воскресением.
Речь здесь идет о земном прославлении, проповеди о Боге среди людей. Потому что ни Бог Отец, ни Бог Сын, Которые прежде сложения мира пребывают в неизреченной славе, не нуждаются в прославлении. Но для спасения человеку необходимо знать Бога, по слову Спасителя: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа». В прославлении Бога устами и самой своей жизнью нуждаемся, прежде всего, мы сами, потому что так мы можем приобщиться к славе и жизни Прославляемого.
Об этом Господь и молится Богу Отцу: «Все Мое – Твое, и Твое – Мое, и Я молю о Твоих, которых Ты дал Мне, чтобы они были едино, как и Мы». К слову, догмат о равночестности Бога Отца и Бога Сына отстояли Отцы Первого Вселенского собора, память которых мы сегодня совершаем. Они самой жизни своей не щадили, защищая точность православного учения, ведь от того, как мы славим и исповедуем Бога, зависит наше спасение. Так вот, соединяясь любовью друг с другом в Церкви и составляя одно целое со Святой Троицей, мы и сами приобщаемся к славе Божией. В этом единстве божественной и человеческой природ происходит так называемое общение свойств, когда тварный человек приобретает качества Самого Бога и наследует славу, блаженство и все Его достояние.
Каждый человек хочет, чтобы его знали, помнили и любили, и потому стремится к славе. Но в Боге все это есть, никто не забыт и не обделен вниманием. В теле Небесной Церкви кровь поступает к каждой клетке, в Царстве Небесном Бог наполняет каждого, и в Духе происходит общение всех со всеми. Но чтобы быть причастным этой духовной славе, нужно отречься от эгоизма, самолюбия и страстей, мешающих слиться с Богом в единстве и наследовать Его полноту, Его жизнь и блаженство. Бог прославляет тех, кто, забывая о себе и своей славе, прославляет Его пред людьми.
«Блаженнее давать, нежели принимать», – напоминает нам сегодня св. Павел неписанное изречение Христа. Действительно, если человек забывает о себе ради любви, он отдает малое и ограниченное, а получает Самого Бога, наследует все Его блага и приобщается Его дарам, рассеянным в ближних.
Земная слава и известность могут быть и дурными, они часто связаны с пересудами, с завистью, злорадством и зложелательством. А слава духовная всегда светла и чиста, потому что проистекает из образа Божия, есть осуществление подобия Творцу и суть сияние духовного совершенства.
Итак, будем прославлять Бога на земле своими словами и поступками, убегая от земных наград, чтобы быть достойными носителями славы небесной. Ведь того, кто ищет не своей славы, но Божией, прославляет Сам Господь. Аминь.