Вот наступил переломный момент Святой Четыредесятницы, заключительный период поста, когда Господь, «грядый на вольную страсть», являет всем Свою силу и величие. Христос, о Котором сказано, что Он «трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит» (Мф 12. 20), пришел спасать мир любовью и кротостью. Потому и говорит Он в притчах, чтобы не приемлющие Истины не навлекли раньше времени на себя осуждение, потому и не называет Себя открыто перед людьми Мессией, чтобы они не по страху или расчету, но сознательно взыскали Бога, добровольно приняли Евангелие, это учение о законах жизни Царствия Небесного.

Но вот приходит время прославиться Сыну человеческому, вступить в решительный бой со всеми силами тьмы и самой смертью. Воскрешая Лазаря, Господь являет Свою величайшую силу и объявляет самим делом о Своем мессианском достоинстве. Но даже теперь, в триумфе победителя смерти, Он въезжает в Иерусалим не в окружении копьеносцев, не на белом коне, а на ослице с осленком как символе смирения и кротости, во исполнение пророчества, где ослица символизирует покорный народ иудейский, а молодой осел – языческие необъезженные народы.

И воскрешение Лазаря, вызвавшее такой народный ажиотаж, тоже указывает не на внешнее, а на духовное возрождение, которое принес Спаситель людям. Святитель Феофан Затворник, духовно толкуя это чудо, говорит, что если есть у нас Марфа, как деятельная любовь, и Мария, как постоянная память о Боге, то Господь придет и воскресит наш дух – Лазаря – избавит его от пелен и уз греха, даже если он давно умер и смердит.

Именно для этого пришел Спаситель, чтобы избавить нас от греха, проклятия и смерти, Его царство не от мира сего. Но люди по немощи своей ищут земного, они воспринимают Мессию как сильного вождя народа, который избавит их от власти римлян, обеспечит им господство над другими народами и безбедное существование. И когда Господь выходит на этот последний отрезок Своего общественного служения и открывает славу Свою людям, Его радостно встречают все. Народ рукоплещет, устилает дорогу перед Ним ветвями деревьев и одеждой, потому что все узнали о неслыханном чуде воскрешения Лазаря, и на Него устремлены все чаяния Израиля.

Однако надолго ли хватит этого восторга? Говорят, что от любви до ненависти один шаг. Ничего подобного! Любовь истинная никогда не предает, никогда не умаляется и не престает. Но от любви ложной, надуманной, от любви страстной и своекорыстной до ненависти, действительно, один шаг. Мы видим, что те же самые люди, которые встречали Господа ветвями и восклицаниями: «Осанна Сыну Давидову!», потом гневно кричат: «Распни, распни Его!» Потому что обманулись их ожидания, пришло разочарование, и вот эта искусственная любовь тут же превратилась в злобу и ненависть.

Все хотят такого спасителя, который обеспечил бы им все хорошее, избавил от всего плохого и установил Царствие Божие на земле. Поэтому со Христом до этой крайней точки, до горы Елеонской, идет все человечество, пока не открывается другая перспектива, пока не начинает маячить вдали знамение Креста. Многие ли спускаются с этой горы в Гефсиманский сад, где Господь молится с кровавым потом Богу Отцу о принятии горькой чаши Его святой воли; многие ли остаются с Ним у Креста? Почти никто, даже самые ближайшие последователи разбегаются.

В то же время Господь именно к этому нас призывает, зовет идти за Ним через крест к воскресению. Причем не только отдельные люди, но даже целые религиозные сообщества, называющие себя христианскими, не проникают в эту глубину, потому что это – духовная мудрость, которая не всякому открыта. Так называемые христиане Рождества почитают более всего пришествие Бога в мир, но не понимают важности Великой пятницы и Пасхи. Ведь пришел Он именно для того, чтобы пострадать, умереть и воскреснуть, увлекая за Собой тех, кто понимает, что обретение жизни во Христе сопряжено в этом мире со страданиями и несением своего креста.

На следующей неделе нам предстоит пройти через испытания, когда мы будем созерцать великие события Страстных дней и вместе со святой Церковью недоумевать, как такое возможно, когда Бог, сотворивший человека, осыпавший его благодеяниями, по великой любви отдавший Самого Себя в жертву, сделавшись человеком, этот Бог уничижается, оплевывается и распинается, как ненавистный разбойник. И люди не понимают, что происходит, не понимают, что они творят. Поистине, не познал Иерусалим посещения своего и потому подвергся опустошению и уничтожению. Не познает и сегодня человек мира того, что ему на пользу, не того страшится и не там ищет своего блага, а потому пребывает пуст от благодати и далек от истинной жизни.

Невозможно построить Царство Небесное на земле, да даже если бы и можно было, к чему оно? Вдали от Бога оно стало бы вечной темницей для бессмертной души, настоящим адом. Примирение с Богом Отцом, духовная победа над грехом и смертью, жизнь вечная – вот что пришел дать нам Господь наш Иисус Христос. Только жизнь в Боге, свобода духовная, общение со Христом имеют непреходящую ценность во веки. Ради этого можно отдать все, что мы имеем на этой земле, чтобы приобрести Царство Небесное. Ради этого можно претерпеть какие угодно страдания. Даже, как говорит прп. Серафим Саровский, сто лет пролежать в гробу с червями – ничто по сравнению с великой радостью воскресения и блаженством жизни вечной.

Поэтому, празднуя славный Вход Господень в Иерусалим, переживая это особое торжество, вспышку радости и света в конце святого Поста, не будем забывать о том, что радость эта не земная, а духовная. Постараемся настроиться на созерцание великих тайн нашего спасения, чтобы остаться верными Спасителю, изгнать мир, грех и смерть из своих сердец при помощи благодати Божией и сподобиться славного Христова Воскресения. Аминь. 

Произнесена 20 апреля в Неделю 6-ю Великого поста, Вход Господень в Иерусалим, на всенощном бдении в Державном храме обители Ганина яма.