Совсем недавно мы совершали долгое Мариино стояние, где читалось житие этой великой святой, созерцая свою греховность в зерцале Великого покаянного канона. И вот сегодня Святая Церковь снова чтит память прп. Марии Египетской, напоминая нам о том, что Господь принимает всякого грешника, как бы глубоко он ни погряз в скверне греха.
Обычно мы думаем, что Господь спасает людей правильных и благочестивых, по избытку же любви милует и грешных. Но Сам Господь говорит иначе: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мк. 2, 17). И это значит, что для спасения души мнимые праведники должны осознать свою греховность, свою удаленность от Господа. А считающие себя здоровыми и благополучными должны увидеть свою немощь, свою неполноценность без благодати Божией.
Устраивая спасение человечества, Господь в Ветхом Завете призвал его от явного беззакония к внешним предписаниям закона, а в Новом – от внутреннего беззакония, которое неистребимо человеческими средствами, к закону духовному, закону любви. Поэтому наша задача из ветхих сделаться новыми, обновленными во Христе, жить уже не по плоти, но по духу. Если до пришествия в мир Спасителя закон был детоводителем ко Христу, то теперь мы спасаемся Христовой милостью и благодатью. «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал. 3, 27), – говорит Апостол «неразумным галатам», которые, познав Бога в духе, снова под влиянием иудеев обратились к делам плоти.
Тема формальных отношений с Богом и искреннего, духовного с Ним общения сквозит во многих Евангельских притчах и церковных богослужениях. Это самодовольный фарисей, праведность которого, отравленная гордостью, была отвергнута Богом, и грешный мытарь, своей искренностью и нелицемерным покаянием оказавшийся более угодным Господу. Это младший блудный сын, удалившийся от Отца ради иллюзорной сладости греха, но искренне покаявшийся, и старший, который формально был верен Отцу, но не унаследовал самого главного – Его любви. И в то время как мнимо праведные фарисеи и книжники погибают в своей гордости, кающиеся блудницы и грешники наследуют Царствие Небесное.
И сегодня в Евангелии мы слышали о том, как некий фарисей Симон пригласил Спасителя к себе домой на обед, и туда же пришла некая грешная женщина, которая каялась, омывала слезами своими ноги Спасителя, отирала своими волосами и мазала многоценным миром. Симон соблазняется, полагая, что Господь просто не знает, что она грешница, иначе бы Он отскочил от нее, как от заразы, требующей ритуального очищения.
Но Господь, принимающий кающихся грешников, не оставляющий заботой и таких мнимых праведников, говорит ему: «Как ты думаешь, если двум должникам, один из которых должен 50 динариев, а другой 500, господин простит долги, кто из них больше его возлюбит?» Симон логично отвечает: «Тот, которому больше прощено». Тогда Спаситель говорит: «Вот Я пришел к тебе в дом, и ты ног Мне водой не омыл, а она слезами своими их омывает, ты главы Мне маслом не помазал, а она многоценное миро изливает на Мои ноги. И за такую великую любовь ей отпускаются многие грехи, кто же меньше любит, тому меньше прощается».
По обычной логике Симон должен 50 динариев, а грешная женщина – 500, потому-то она и так старается получить прощение. Но разве можно измерить долг по отношению к Богу?! Сколько мы должны Ему: 50 динариев или 500 тысяч евро? Если он нас создал, если все наше от Него, то о каких деньгах может идти речь?! Христос, применяя ко греху образ человеческих юридических отношений: согрешил – заплати, снисходит к нашей немощи, потому что мы еще плотские. Он хочет, чтобы от понимания своей неплатежеспособности, своего духовного банкротства мы захотели быть с Ним, в Его доме, изобилующем благами.
На самом деле каждый из нас – неоплатный должник перед Богом, разница только в мере осознания, сколько нам всего Бог дал и сколько прощает. Грешащим плотскими грехами яснее открывается погибельность их состояния, чем внешне исправным. Испытав на себе трагизм и разрушительность греха, они осознают, что просто погибают без Бога, и потому они искренне обращаются к Его милости и получают в полноте все наследие Божие.
Прп. Мария Египетская, как мы знаем, впадала в великие грехи, и когда она рассказывает старцу Зосиме о своей прежней жизни, она сгорает от стыда. Но при этом отмечает, что грешила не ради денег, а, так сказать, идейно, потому что искала райского блаженства, гармонии и любви совсем не там. Когда же благодать коснулась ее заблудшей души, ее сердце развернулось в противоположную сторону и из холодного к добродетели мгновенно стало горячим. Всю свою любовь она направила к Богу, единственно ее достойному.
А прп. Зосима с детства пребывал в добрых нравах, много лет подвизался в монашестве, используя для своего духовного роста и освящения все средства нашей православной Церкви: таинства, книги, иноческие уставы. Все это он впитал в себя, идя по пути совершенства, и, наконец, задал себе вопрос, на самом деле преступный: «А найдется ли другой какой монах, который превзошел бы меня в подвигах и добродетелях, или я достиг уже возможного совершенства?»
И вот Господь показывает ему, что он все это время ходил по земле, по земле пытался приблизиться к небу, но есть человек, который через познание греха и покаяние взошел на небо без всяких средств. Вопреки всем ухищрениям диавола, просто потому, что обратился к Богу всем сердцем, всем умом, всем своим существом. Воспарение над землей в молитве и хождение по водам прп. Марии показывает, какую великую силу имеет любовь человеческая, когда соединяется с любовью Божией, даже при отсутствии каких бы то ни было средств. Оказывается, что для приближения к Богу недостаточно человеческих подвигов и формального пользования средствами, и уж тем более мы не можем уповать на них и на этом основании ожидать награды.
Бог ждет от нас искреннего обращения, просит дать Ему свое сердце. Бог Отец отдает нам Своего Сына, Бог Сын жертвует всего Себя ради нашего спасения, Бог Дух Святой любит ревностно, желая наполнить все сердце, чтобы оно целиком было посвящено Господу, не разделяясь и не распыляясь на множество пристрастий. Никакие дары и жертвы, никакие телесные подвиги, ничего формальное не может заменить открытости сердца и искренней любви. Когда кающийся устремляется к Богу, забывая обо всем и не цепляясь за подпорки, Господь непременно выходит навстречу и подхватывает его, чтобы вознести на духовную высоту.
Святая Церковь призывает нас глубже отнестись к дару покаяния, который открывает нам прямой путь на небо, чтобы мы не надеялись на плоть, на земные подпорки. Итак, не смущаясь никаким греховным багажом, будем смело идти за Господом, Который сильнее всякого греха, чтобы участвовать в Его кратковременном Кресте, славном Воскресении и жизни нескончаемой. Аминь.