Сегодня, в самой середине св. Четыредесятницы, в среду средней седмицы Великого поста, когда на средине храма возвышается знамение победы Христа над смертью, в нашей обители собрались преосвященные архиереи, всечестные пастыри, досточтимые игумены и игумении и множество монашествующих, чтобы вместе помолиться за Божественной литургией, а затем принять участие в съезде монашествующих на тему: Монастырь – мастерская святости.
Поистине, монахи – подвижники покаяния, которое понимается не как поверхностное перечисление обыденных грехов, а как скорбь о своей удаленности от Бога Отца и небесного Отечества, как несоответствие идеалам Евангелия, не достижение Богоподобия и совершенства. Нищета духовная, алчба и жажда правды, т.е. оправдания у Бога, осознание своей греховности и той пропасти, которая лежит между Божиим величием и нашим ничтожеством – вот та великая сила, которая увлекает монаха, зовет к подвигу, не дает ему заснуть и остановиться на достигнутом. Чтобы преуспеть в какой-то науке, необходимо посвятить ей многие годы своей жизни, постичь все тонкости, а потом уже делать какие-то открытия. Но еще сложнее обучиться науке наук – духовной жизни, искусству святости, это требует целожизненного подвига при содействии от Бога.
В XX веке наука превозносилась над религией, кичилась достижениями прогресса и обещала в скором времени познать все тайны мироздания, но это оказалось только гордыми мечтами. Наука и по сей день слепа, пробирается на ощупь среди разных теорий и гипотез, а вера наша зрит в самую суть бытия, познала его Первопричину. Сам Творец вселенной явил в Откровении все необходимое для спасения знание об этом мире, которое нам остается только усвоить, сделать достоянием своего ума и сердца.
Помимо Св. Предания и Св. Писания мы имеем творения святых мужей, неисчерпаемую сокровищницу святоотеческой мудрости, которая выковывалась в кузницах евангельского совершенства, в священных обителях, этих мастерских духовного опыта. Бесчисленное множество монашеских обителей произвело сонмы преподобных мужей и жен, наполнивших Царство Небесное и увлекших за собой мириады праведных мирян, которые в своей жизни подражали этим земным ангелам. И теперь мы имеем эти бесценные знания, которые надлежит применить к вселенной своего внутреннего мира.
«Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи», – говорил прп. Серафим Саровский. Спасением и целью жизни, по его словам, является стяжание благодати Божией. Будучи в молодости знаком с купеческим ремеслом, Преподобный учил, что для спасения нужно старательно и ежедневно совершать куплю, т.е. через наиболее прибыльные в этом отношении добродетели приобретать бесценный елей благодати.
И сегодня мы совершаем память другого духовного купца и последователя Саровского Чудотворца, прп. Серафима Вырицкого, который ровно 70 лет назад в этот самый день почил о Господе, а прославлен во святых был в 2000 г. вместе с Царственными страстотерпцами и всеми Новомучениками и Исповедниками Церкви Русской. Этот великий, можно сказать, ученый в деле духовного совершенствования, достигший больших высот в духовной купле, делах милосердия, монашеском, а затем и старческом служении, без всякого преувеличения содействовал во спасении многим тысячам православных.
В молодости ему, желавшему последовать монашескому пути, одним старцем было дано благословение создать семью, вырастить детей и потом только по согласию с женой удалиться в монастырь. Подобная история произошла и с его будущей супругой Ольгой, впоследствии схимон. Серафимой, с которой они прожили много лет, занимаясь коммерцией и широкой благотворительностью, а затем ушли одновременно в монастыри, завещав им все свое богатство. Василий Муравьев пришел в Александро-Невскую лавру и полностью предал себя на служение в монашеском звании, получив в постриге имя своего духовного отца Варнавы Гефсиманского. Перед принятием на себя ответственного духовнического послушания он был пострижен в великую схиму с именем Серафим, в честь Саровского чудотворца, которого очень любил с детства. После нескольких лет служения духовником Лавры он по состоянию здоровья удалился в Вырицу, где служил до самой смерти всем приходящим.
В то очень непростое время, когда вместе с гонениями на верующих от атеистического государства на нашу страну обрушилось великое нашествие иноплеменников, старец стал надежной опорой для многих. К нему приходили архиереи, ученые и простые люди, и всем он помогал от своего духовного опыта, за всех молился, всех воодушевлял и вдохновлял на неуклонное стояние в вере. Из множества исцелений, чудес и случаев прозорливости особо впечатляет его предсказание тогда еще епископу Алексию (Симанскому), что он будет патриархом, за 18 лет до этого с точным указанием времени служения – 25 лет, что исполнилось год в год.
Вот с каких людей нужно брать пример нам, монашествующим, подвизаясь не столько в учености, в исследовании богатого святоотеческого наследия, сколько в практическом его применении в своей жизни, в познании Господа нашего Иисуса Христа и стяжании Его благодати. В борьбе с искушениями, в стоянии за веру и правду, в самоотверженном служении ближнему выковывается духовный стержень монаха, в молитве и покаянии созидается в нем дух правый и сердце чистое. Тогда в этом совершенном творении отражается Сам Творец, Сам Мастер, и святые становятся похожими на Христа, достигая подобия Богу. Итак, будем идти вслед за Господом путем креста и духовного подвига, чтобы достигнуть не только радостной и светлой Пасхи в конце поста, но сподобиться и вечного воскресения со Христом и всеми Его святыми. Аминь.