Сегодня Святая Церковь поставляет посреди храма знамение животворящего Креста, чтобы укрепить нас в подвиге поста. Скоро будет пройдена половина пути, первый порыв ревности иссяк, а конца еще не видно, но давайте ободримся, вспомнив Божественного Страдальца, Который из любви к роду человеческому взошел на Крест, чтобы избавить нас от греха, проклятия и смерти.
Мы называем святой Крест хранителем всей вселенной, красотой Церкви и утверждением верных, и это истинно так. Не случайно все святые воспевают его божественную силу и красоту, потому что с него воссияло нам спасение. Крест – это знамение победы Бога над смертью, и победа эта становится нашей, если мы воинствуем вместе со Христом.
Крест напоминает нам о спасительности страданий ради Бога в этом мире, лежащем во грехе. Мы не должны забывать о том, что эта земная жизнь есть епитимья за грех, время для покаяния и исправления, странствование по пути в наше Небесное Отечество. Ибо «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14, 22). Хотя никакой человек не избавлен от страданий, но пользу получает только тот, кто несет их ради Господа с благодарением.
Христос является пробным камнем, испытывающим ценность каждой человеческой души, и в зависимости от того, как человек к Нему относится, он присоединяется либо к спасающимся, либо к погибающим. Принимающий Его Благую Весть свидетельствует о своем родстве Богу, отвергающий чужд Новой Земли, где правда живет. Таким же образом и знамение Креста Господня является мерилом правды, разделяя все человечество на разбойников благоразумных, которые понимают свою греховность и уповают на милость Божию, и неразумных, кого страдания только озлобляют.
Привлекая в Свои объятия все человечество, Господь взывает с Креста: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11, 28-30). Поистине, исполнение заповедей – это самое легкое бремя, самый легкий крест из всех, существующих на земле. Потому что несение его уже сейчас дает великую духовную награду, а в будущем вводит в жизнь вечную.
«Бог так возлюбил мир, что Сына Своего Единородного отдал, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16). Но любовь в этом падшем мире неотделима от страдания. Господь наш Иисус Христос, чтобы исполнить волю Бога Отца, из любви к человеку восходит на Крест. И мы, если хотим исполнить волю Божию, тоже не избежим креста. Если любим Господа, должны соблюдать Его заповеди, а значит – последовать за Ним на Голгофу, потому что этот мир не принимает идеалы христианства.
И Господь приглашает идти за Собой, но четко оговаривает условия: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мной» (Мф. 16, 24). Отвергнуться себя, значит воевать не против своей природы, что невозможно, но против страстей, эгоизма и прочего, не свойственного естеству. Подобно полипу или злокачественной опухоли оно настолько срослось с нами, что воспринимается как наше продолжение. Не отвергнув этих духовных паразитов, мы не можем принадлежать сами себе, открыть свое сердце настоящей любви.
Каждый духовно зрелый человек понимает, что настоящее служение в этом мире связано с крестом и страданием. Например, браку предшествует влюбленность, радужные мечты, но супружество – это, прежде всего, ответственность, труд и подвиг самоотречения, только так обретается настоящая любовь. Всякое высокое положение среди людей сопровождается славой и почетом, но это тоже некий залог, или поощрение, потому что настоящая власть – это крестный подвиг, ответственность и несение многих забот на пользу другим. Подлинное служение связано с жертвенностью, а если служитель думает только о себе и своей выгоде, сеет в плоть, то вместо славы пожнет позор и наказание.
«Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, – говорит Господь, – а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мк. 8, 35-36). Самоотверженная любовь, кажущаяся растратой и потерей жизни в этом мире, на самом деле является единственным способом спасти душу в вечности. Если же махнем на нее рукой и займемся стяжательством, то никакие приобретения мира не спасут ее от погибели.
Итак, страдание ради заповеди, постоянство в добре вопреки всем трудностям приносит духовную зрелость. Тогда любовь наша становится истинной, а добродетель делается золотом, искушенным в огне. Поэтому приободримся, взирая на Всечестный Крест Господень, воплощение любви и знамение победы, чтобы с радостью и терпением, забывая о себе, проходить поприще святого поста и нести по жизни свой крест служения Богу и ближним вслед за Господом нашим Иисусом Христом. «Кресту Твоему поклоняемся Владыко и Святое воскресение твое поем и славим». Аминь.