Праздник Сретения Господня очень глубок по смыслу и символичен. Он говорит о долгожданном обретении человеком Бога, о спасении, которое совершается только при помощи Божией и только при нашем активном содействии. Святая Церковь в богослужении праздника недоумевает, как старец Симеон держит на своих немощных руках Бога, содержащего всю вселенную, и благословляет Его, сам получая через это разрешение от суетной жизни и блаженное упокоение. «Не старец Мене держит, – как бы говорит Христос Младенец, – но Аз держу его: той бо от Мене отпущения просит»[1].
Господь пришел в этот мир, погрязший во грехе, чтобы сотворить все новое, чтобы преобразить наши души и соделать их достойными вечной жизни в Царствии Небесном. Но это обновление, исправление человеческого естества возможно лишь при наличии нашего желания и старания. В Сретении мы видим указание на то, что Бог принимает ищущих Его, стремящихся Ему навстречу. В Ветхом Завете это те, кто на протяжении веков чаяли пришествия Спасителя и старались угодить Ему своей жизнью, как и в Новом это всякий, кто видит свою ограниченность и чувствует нужду в освящении и спасении, не полагаясь на свои силы.
И вот лучшая часть человечества, самые духовно зрелые, мудрые и сильные в лице праведного Симеона находят обетованного Спасителя в виде беззащитного Младенца, чтобы с радостью обнять Его, благословить всем сердцем и тут же вверить себя Его попечению и Его заботе. Сам по себе человек не может спастись, как бы ни старался. Своими усилиями он может прийти ко Христу и показать свое произволение, но дальше путь лежит через смиренное доверие водительству благодати. Когда паруса желания наполняются силой Божией, тогда ограниченное и временное обретает свободу и вечность, частичное и ущербное – полноту и совершенство.
Сначала мы должны принять в свои объятия Младенца Христа, нуждающегося в нашей защите, ведь от нас зависит: укрепится Он в нашем сердце и в жизни или нет. А затем вверить себя Его мудрому водительству и поменяться с Ним ролями, став кроткими младенцами. Тогда мы вместе с праведным Симеоном воскликнем: «Ныне отпущаеши раба твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром. Отныне мы вверяем себя Твоему премудрому Промыслу, Твоей всесильной деснице, обретая мир сердца. Мы не можем себя спасти, Ты носи нас в Своих объятиях и учи всякой добродетели».
Но в человеке есть и низшая, неразумная часть души, и от того, какая часть возобладает, низменная или возвышенная, зависит его спасение, принятие или непринятие Христа. Как и среди людей одни Его принимают, а другие нет, потому что принятие связано с трудом, с борьбой и преодолением своих немощей. И поэтому праведный Симеон после этого замечательного гимна вверения себя Богу пророчествует, обращаясь к Божией Матери: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2, 34-35).
Слова «Тебе Самой оружие пройдет душу» относятся к Богородице, Которой надлежит сердцем разделить скорби и крестные страдания Своего Сына. Но эта вставка, выделенная дефисами, не нарушает общего смысла предложения о том, что Спаситель будет предметом пререканий, чтобы открылись помышления многих сердец. Действительно, Христос – это пробный камень, или оселок, которым раньше определяли качество золота, подлинное оно или подделка. Он – краеугольный камень, на котором зиждется здание нашего бытия, и если нет в его основании Христа, то нет и жизни.
Кроткий и тихий Агнец Божий – мерило добродетели, суд каждому живущему, познал ли он основополагающие законы бытия: любовь, милосердие, мир сердца, близок ли к Богу. Отношение к Сыну Божию разделяет людей на два лагеря: спасаемых и погибающих, духовно живых и мертвых, ищущих спасения и бегущих от света во тьму страстей. «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; – говорит Господь, – не мир пришел Я принести, но меч» (Мф. 10, 34). Он пришел разделить свет и тьму, добро и зло, живых и мертвых, верующих и неверующих, даже если бы они были ближайшими родственниками.
Этот Краеугольный Камень, отвергнутый строителями, вождями израильского народа, положен в основание нашего спасения. Нельзя играться Им, относиться к Нему неправильно или легкомысленно, употреблять для удовлетворения своих страстей и корыстей, потому что можно упасть на Него и разбиться, либо Он упадет на тебя и раздавит (Ср. Мф. 21, 44). Как ни странно, манипулировать Богом возможно, потому что Христос вверяется нам как Младенец, чтобы мы вверили себя Ему. Поэтому, принимая Его на руки сердца вместе с праведным Симеоном, будем просты и искренни, помня об ответственности, о том, что все в этой жизни очень серьезно.
«Радуйся,
Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце Правды – Христос Бог наш,
просвещаяй сущия во тьме!» – гласит тропарь праздника. Будем и мы радоваться
великому дару теснейшего соединения с Христом в таинствах, в Евхаристии, когда
не на руках, а в самом сердце почивает Царь мира Христос, разгоняя мрак греха.
Теперь мы можем позволить себе стать младенцами, доверившись Ему, утвердив свое
помышление на недвижимом камени заповедей Христовых. Аминь.
[1] Припев 9-й песни канона праздника.