На нынешнее воскресенье, дорогие братья и сестры, пришлось сразу три великих торжества: Христово Воскресение как Малая Пасха, празднование Всех новомучеников и исповедников Церкви Русской и память собора Екатеринбургских святых. В сонме угодников Божиих нашей епархии есть один праведный, св. Симеон Верхотурский, два Христа ради юродивых и четыре преподобных, а все остальные – это тоже Новомученики, пятьдесят славных мужей и жен, которые своей кровью засвидетельствовали победу Христа над смертью. И среди этих россыпей драгоценных камней на золоченой багрянице Христовой Церкви особо выделяются сверкающие бриллианты – святые Царственные страстотерпцы, объединяющие под своим началом все русские силы добра на небе и на земле.
Только что в Евангелии мы слышали, как Ангелы вопрошают жен-мироносиц: «Что вы ищете живого среди мертвых?! Его здесь нет, Он воскрес» (Лк. 24, 5). Действительно, могли ли удержать воскресшего Спасителя и Творца этого мира своды пещеры, «гробные пелены» или римская стража, если Он победил саму смерть. Так же и здесь, на Ганиной яме, бесполезно искать святых Царственных мучеников. Мы сюда приезжаем почтить их, но они не здесь, этот лес на окраине Екатеринбурга не мог удержать их святые души, которые еще в теле приобщились Божественной любви и отныне пребывают в Духе Святом, в сиянии Царства Небесного.
Но как Гроб Господень, который греки любят называть пустым, подчеркивая факт воскресения Христа, освящает весь мир, всякого приходящего ему поклониться, так и место сие притягивает благочестивых русских людей, желающих почтить подвиг св. Царственных страстотерпцев. И как иудеи просили Пилата приставить ко Гробу кустодию – стражу, чтобы скрыть следы своего преступления, но это повеление стало проповедником, благовестником воскресения Христова всему миру через Евангелие, так и здесь. Какие только усилия и хитрости не предприняли безбожники, чтобы сокрыть великое злодеяние убиения Царской Семьи, чтобы ни пепла тел на земле не оставить, ни даже воспоминания об этом беззаконии в людских умах и сердцах. Но эти их старания стали рупором, глашатаем победы над смертью любви и верности Христу. Потому что, как сказано в Евангелии, «нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы… и что говорили на ухо внутри дома, то будет провозглашено на кровлях» (См. Лк. 12, 2-3).
И вот недавно к мириадам звезд на духовном небосклоне, к огромному сонму прославленных от века святых присоединились новые звезды – святые Новомученики и исповедники Российские. Без малого двадцать лет назад они просияли над нами, как млечный путь, как ближайшие звезды нашей духовной галактики, чтобы указывать своим потомкам крестный путь шествия за Христом. Они ближе к нам по времени, ближе по духу, и мы, восхищаясь подвигами древних святых, особенно живо и реалистично воспринимаем подвиг своих предшественников. Они были такими же, как и мы, возможно, даже лишены многого, что имеем мы сегодня, но при этом в их сердцах горел неугасимый огонь любви ко Христу, дававший им силы преодолевать все скорби, напасти и мучения.
Мученичество – это, прежде всего, свидетельство, проповедь о жизни вечной, которую открывает в наших сердцах Христос, так что никакая скорбь, теснота, гонения или смерть не могут омрачить нашей радости и изменить решимости. Новомученики и исповедники Церкви Русской так же, как и все святые, явились свидетелями спасения во Христе и стали примером для нас, их немощных потомков. Сама смерть не разлучила их от Бога, а нас часто и жизнь, сытая и благополучная, отделяет от любви Христовой. Поэтому мы должны помнить подвиг этих близких нам по времени святых, читать их жития и укрепляться в вере.
Кровь и страдания мучеников, многочисленные попытки истребить Церковь Божию лишь полили ее и удобрили, способствовали ее распространению и умножению на земле. Так и в нашей жизни никакие скорби, искушения и страдания не должны угашать духа, нашей любви ко Христу. Но чем тяжелее испытания, тем ярче должна разгораться наша вера, тем сильнее и искреннее становиться молитва, которой Он не постыдит.
Христиане побеждают все трудные обстоятельства силой Божией и тем, что носят в своих сердцах залог спасения – огонь небесной жизни и радость вечную. Это полезней благополучия, и потому Господь говорит нам через апостола Павла, молившегося об избавлении от телесных страданий: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12, 9).
Так и мы, имея в себе этот малый огонь любви, этот залог Царствия Небесного, будем с радостью переносить все попускаемые Промыслом скорби, взирая на Христа и укрепляясь подвигом Его святых мучеников. Тогда наша малая вера умножится и мы, участвуя в подвиге Церкви Воинствующей на земле, уже в этой жизни приобщимся радости Церкви Торжествующей на небе, чтобы вместе с Царственными страстотерпцами, Новомучениками и всеми святыми наследовать жизнь вечную во Христе Иисусе. Аминь.