Когда же они отошли, – се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода… Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов… По смерти же Ирода, – се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву. Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется (Мф. 2, 13-23).
Евангелие на Отдание Рождества Христова повествует о бегстве св. Семейства в Египет от гонений на Богомладенца со стороны царя Ирода. Христос приходит на землю не как грозный царь, а как беззащитный Младенец, в темноте вифлеемской ночи, чтобы смирением победить мир, который не ждет и не принимает Его. Спасителю не нашлось даже места в доме, так что пришлось ютиться в холодной пещере со скотом, символом бессловесных страстей. Но свет Христова Рождества не умаляется, а преображает все вокруг, как говорит ап. Иоанн: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1, 5).
Приход в мир законного Царя порождает протест старых властителей, привыкших паразитировать на народе. Как только враг рода человеческого диавол догадывается о рождении Мессии, он воздвигает через безбожного царя и лукавых вождей Израиля лютые гонения на своего Соперника. Желая истребить претендующего на власть и сохранить ее за собой, Ирод в ярости убивает 14 тысяч младенцев от грудного возраста до двух лет. К слову, ему осознанно или неосознанно уподобляются женщины, совершающие аборты. Они еще во чреве убивают законного претендента на их любовь и заботу, чтобы позволить себе прожигать свою жизнь в душепагубных страстях. Этот грех, обескровливающий наш народ, сродни людоедству и принесению человеческих жертв.
Так и рождение в сердце человека Царя Небесного вызывает сильное противодействие страстей, хозяйничающих в этом винограднике Божием. Ирод символизирует самую главную страсть – гордость, на стороне которой выступают самолюбие, властолюбие, алчность, сластолюбие, ревность, зависть, злоба и прочие исчадия ада. Эти воины сатаны не могут противостоять Всесильному и Премудрому Богу, заблаговременно отправляющему Своего Наследника в Египет, и запоздало обрушиваются на Его детей – добродетели и положительные качества человека.
Иногда говорят, что мирские, неверующие люди в некоторых отношениях лучше уверовавших и церковных, у них больше природного благоговения, смирения, отзывчивости. Возможно, это следствие того, что они еще не вступали в беспощадную войну с пороками, их полки чистых помыслов еще не прорежены иродовыми воинами. Борьба за сердце человека подобна сражению, где многие сильные воины падают с обеих сторон, силы тают, но царь наблюдает за сражением и посылает новые подкрепления. Так и Христос наблюдает за нашим подвигом и в критическую минуту готов послать свежие силы, которые решат исход всей битвы. А если добродетель не искушена в борьбе, невозможно определить ее качество. Так устоявшаяся в болоте вода кажется чистой и прозрачной, пока не начнешь выгребать лежащую на дне грязь.
Христос рождается в сердце, однако, пока там живут сильные богопротивные страсти, не может в нем пребывать. Он удаляется в Египет до смерти ищущих души Его, но при этом не оставляет человека, наблюдая за его подвигом со стороны. Христианин воюет со страстями и искушениями, бьет их, как только они поднимают голову, но бывает, что страсти уже укоренились и не уступают. Отрубаешь одну голову, а на ее месте вырастает три. Ведь человек немощен и часто не может противостоять врагу, который тысячелетиями оттачивает свои хитрости и уловки. Что же делать? Если искушение велико, надо взыскать помощи у Всесильного, бежать в Египет под сильную руку Божию. Когда страсть одолевает, надо обращаться ко Христу и просить у Него защиты.
Что нужно делать, чтобы одолеть страсти, чтобы умерли ищущие души Младенца Христа? Нужно лишить их питания, т.е. действия по их требованию. Но, как ни странно, часто сама борьба со страстью является для нее подпиткой, само внимание ее укрепляет, и мы зацикливаемся на этой возне. Прп. Порфирий Кавсокаливит советует игнорировать страсти и направить все свое внимание и любовь на Христа, Который прогонит всякого врага. Если действие по страсти – ее пища, то внимание к ней – это ее питие. Надо не столько противиться велениям страстей, сколько переключаться с них на доброе. Например, на огороде вместо того, чтобы выдергивать заросли укрепившихся сорняков, надо перестать их поливать. Шланг с водой, т.е. внимание, нужно направить на культурные растения, а сорняки без воды сами засохнут. Не надо пытаться выгнать тьму из комнаты, ее прогонит свет, когда мы откроем ставни.
Но вот основные страсти побеждены, и Христос возвращается из Египта, чтобы помогать нам в борьбе с мелкими пристрастиями. Однако, как сказано в Евангелии, по смерти Ирода праведный Иосиф не пошел в Иудею, где воцарился коварный Архелай, но поселился в Назарете. Так и в духовной жизни, получив свободу от одних страстей, надо опасаться попасть в зависимость от других, чтобы Христос снова нас не покинул.
В конце Евангельского отрывка Господь назван назореем. Это слово означает не только жителя Назарета, но и подвижника, давшего временный или постоянный обет Богу не есть винограда, не пить вина, не стричь волос и пр. Так воздержание помогает бороться со страстями, которые от поста и молитвы становятся слабыми и легко искореняются.
Итак, будем подвизаться на ниве своей души, очищать ее с помощью Божией от наростов, полипов и паразитов, которые мешают нам предать всего себя Господу. И тогда Он войдет, вселится в нашем сердце и непременно наполнит его Божественным светом, неизреченной радостью и небесным блаженством в бесконечные веки. Аминь.