Навечерие Рождества Христова пришлось в этом году на Неделю Св. Отец, когда Церковь поминает тех из ветхозаветных праведников, которые относятся к родственникам Христа. Поэтому сегодня в Евангелии мы слышим родословную Христа по ап. Матфею, где упоминаются все Его предки по мужской линии на протяжении 42 родов. За этот продолжительный период в жизни народа и отдельных людей многократно случались взлеты и падения, греховные болезни и цветение добродетели, но Промысл Божий все это премудро направлял к одной цели.
От одной семьи Авраама линия истории на протяжении 14 родов зигзагами восходит к развитому государству Давида и Соломона, когда Иудея становится сильной процветающей державой. А еще через 14 родов родословная по нисходящей приводит нас к Вавилонскому плену, полному крушению государственности, после чего она с переменным успехом еще 14 родов восстанавливается. Наконец, по достижении цели, когда является в мир Спаситель, ветхозаветная история окончательно завершается разрушением Иерусалима.
В длинном списке родословной есть праведники, такие как Авраам, Исаак, Иаков и Давид, есть люди, о которых ничего, кроме имени, не известно, как есть и те, кто до своего покаяния совершал тяжкие грехи. Принимая их в Свой род, Господь тем самым подтверждает истинность Своего вочеловечения и принимает на Себя все последствия человеческой истории.
Но следует ли из этого, что, восприняв человечество, Христос только этим спас каждого человека в отдельности или хотя бы всех Своих предков как обязанный им появлением на свет? Может, и мы поэтому обязаны вымолить весь свой род? Нет, не следует и не обязаны. Бог не подвластен земному родству и не связан плотскими обязательствами. Освящая только человеческую природу, Христос дает каждому свободу выбора, но не может привлечь нежелающих, а уж мы тем более.
Иудеям было свойственно возлагать все свои расчеты и чаяния на плотское родство. Апостол Матфей писал свое Евангелие изначально для евреев и на еврейском языке и дает им родословную Мессии по отцовской линии, потому что это было для них очень важно. Если мы присмотримся к этой родословной, то увидим, что от Авраама до Иосифа она выстраивается логично, но дальше все повисает в воздухе. Святая Дева, как и было предвозвещено пророком, зачала от Духа Божия, а не от Иосифа, так что все эти люди не были в прямом смысле родственниками Христа по плоти, Спаситель принимает их в Свой род лишь в духовном смысле.
Конечно, если бы не было духовной подготовки во многих поколениях, приведшей к появлению благословенного плода человечества, Пречистой Девы Марии, Христос не смог бы родиться на земле. Но это говорит о том, что предками Иисуса, теми, кому Он обязан возможностью воплощения, являются все добрые люди иудейского народа, стремившиеся к добродетели и верившие в пришествие Мессии, т.е. все Праотцы. А прочих Он принимает добровольно и по милости, а не по необходимости.
Так же и мы с вами, хотя и произошли от своих отцов и праотцев, не существенно зависим от предков и не детерминированы родом, имея свободное произволение. Кого мы должны считать своими отцами? Господь укоряет иудеев, которые строили гробницы пророков, признавая убивших их своими отцами. Он обличает творящих беззакония в том, что отец их – дьявол, и предсказывает, что они исполнят меру отцов своих. Неужели богоборцы, прелюбодеи, цареубийцы – это наши отцы и праотцы? Нет. По плоти возможно, но никоим образом по духу.
Истинные христиане являются гораздо более близкими родственниками Христа, чем Его предки по Матери, входя в тело Его Церкви. Святые мученики, когда их спрашивали о мирском имени, о родстве и отечестве, называли себя христианами, для них это было важнее всего. И Сам Господь ставит духовное родство выше плотского, говоря: «Кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мф. 12, 50).
И не родственники ли мы Христа, прежде всего по духу, но даже и по плоти, если приобщаемся Его Тела и Крови, если Он усыновил нас Своей Пречистой Матери, если тот же Дух Святой зачал нас в таинстве Святого Крещения? Родословная Христа в Евангелии от Луки восходит вверх и заканчивается словами: Адамов, Божий. В конечном счете каждый человек рожден Богом и сроден Ему. Как говорит св. ап. Павел, «мы Его и род» (Деян. 17, 28), потому что созданы по Его образу для достижения Его подобия.
Итак, Христос принимает как отцов и праотцев тех Своих предков, которые искали в своей жизни истину и стремились к добродетели, ожидая пришествие Мессии, хотя были среди них люди грешившие и каявшиеся. Так же и мы, желая спасения всем людям, своими праотцами должны считать угодников Божиих, которым мы в значительной степени обязаны своим духовным рождением, а земным отечеством – Русь Святую, устремленную к христианским идеалам.
А как же грешники в нашем роду, можем ли и должны ли мы их «вымаливать»? Ап. Иоанн не о тех призывал молиться, кто согрешает к смерти, но о тех, кто искренне стремится к Богу, хотя невольно грешит и кается. Так и усопших предков не всех можно вымолить, но только желавших спасения при жизни. Сам Христос не берется спасти всех от века грешников, но только тех, кто родственен Богу, кто желает этого и способен каяться, живых или умерших.
Что же нам делать, возлюбить праведников и возненавидеть грешников? Нет. Христос учит любить всех людей, а ненавидеть грех. К тому же мы не знаем, кто был в нашем родстве дальше прабабушки. Но даже если бы знали, как мы можем судить о тех далеких людях, если даже о себе не можем судить объективно и о своих ближних? Наше дело смотреть за собой, любить всех людей, живых и усопших, как образ Божий, молиться о спасении всех, судить же и оценивать предоставим Богу, имеющему на это право. Тогда мы реально сможем помочь нашим небезнадежным предкам, дав Богу повод их помиловать.
В канун светлого праздника Рождества Христова вспомним о нашем духовном родстве с Богом, о родословии святых, о нашей великой семье Церкви. Да, мы произошли от земли, но предназначены к святости и потому свободно избираем новое Отечество, которое на небесах. Туда не войдет ничто ветхое, но только новые, обновленные духом люди. Будем же стараться соответствовать своей Богом нам дарованной родословной, нашим сродникам по духу, как святым, так и еще подвизающимся на земле, чтобы соединиться с ними в единой семье пошедших за Христом в радости и свете Царствия Небесного. Аминь.