В праздник Сретения мы воспоминаем встречу святого праведного Симеона с Богомладенцем Христом. Исполнение обещанного Ангелом, что старец не умрет, пока не увидит Спасителя мира, одновременно становится осуществлением другого обетования, данного еще нашим прародителям в раю, что Семя Жены сотрет главу змия. Христос приходит, чтобы спасти человечество от греха, проклятия смерти, уничтожив власть диавола.
Встреча Младенца со старцем символизирует полное обновление мира, смену Ветхого Завета Новым, когда старый закон упраздняется, заменяется законом евангельской истины. Тени и прообразы уступают место свету и реальности, которая не будет иметь конца.
Славянское слово «сретение» переводится как встреча, но не случайная какая-то встреча, как можно подумать, а долгожданная и выстраданная, как встречают желанного гостя. Даже не встреча, а, скорее, обретение, приобретение, когда ветхозаветные праведники, преемственно из поколения в поколение ожидавшие Спасителя, наконец, обретают чаемого Мессию. А для Бога эта встреча была желанной даже прежде сотворения мира, решение о спасении которого было принято еще в предвечном совете Святой Троицы.
Благословляя Младенца Христа, праведный Симеон благодарит Бога о разрешении от земной жизни, указывая причину, почему он может теперь спокойно умереть: «Яко видесте очи мои спасение Твое». Праведник видит пришедшее спасение, смену эпох, когда все опасности и сама смерть теряют свое значение. Все, что было дано от Бога до этого: ветхозаветные предписания, священство, жертвы – было лишь подготовкой к этому моменту. Теперь же, исполняя через родителей закон в жертвоприношении, Господь упраздняет его, открывая время нового закона, благодатного и евангельского.
С древности в развитых религиях, как у иудеев, так и у язычников, Бог представлялся совершенно далеким от человека, трансцендентным и недоступным. Для контакта человека с Богом нужен был посредник. В иудаизме в качестве посредников выступали Ангелы, пророк Моисей, а также ветхозаветное священство. Но ныне приходит истинный Посредник, Богочеловек Христос и нет уже нужды в других.
Ведь Сын Божий выше и Ангелов, «ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя?» (Евр. 1, 5). Больше Он и Моисея, который был лишь служителем в доме Бога, «а Христос — Сын в доме Его» (Евр. 3, 5‑6). Спаситель неизмеримо выше и ветхозаветного священства, почему Давид обращается к Нему: «Ты Иерей вовек по чину Мельхиседекову» (Пс. 109, 4). Как Мелхиседек не имел ни родства, ни начала и конца жизни, но при этом благословлял самого Авраама, так и Христос не зависит от времени, приходит как бы ниоткуда, но являет вечную жизнь, в свете которой исчезает временный закон. Священство Его нельзя вывести из человеческих законоположений, оно имеет иную, Божественную природу.
Даже Посредником назвать Христа в строгом смысле нельзя, ведь Он Сам принадлежит к обеим сторонам, являясь истинным Богом и истинным человеком. Именно в Нем преодолевается лежащая между человеческой и Божественной природами бездна. Христос разрушает средостение вражды и примиряет человека с Богом, упраздняя саму необходимость в посреднике. Отныне все мы во Христе имеем прямой доступ к Богу Отцу. И праздник Сретения – этот как раз торжество смены старой и новой эпохи, того, что было до Рождества Христова, и того, что мы имеем после. Это разные миры, разные этапы истории человечества, один из которых ограничен, а другой – вечен.
Мы с вами живем в эпоху, когда Бог близок к человеку, когда одно воззвание, обращение ума и сердца уже соединяет нас с Богом во Христе Иисусе. Господь дал нам эту возможность, и в этом заключается суть и торжество сегодняшнего праздника: мы обрели Бога, и Бог обрел нас.
При этом остается некое недоумение, видимое противоречие, которое поэтически обыгрывается в службе праздника. Как Творец, создавший весь этот мир, может умещаться на руках человека? Как старец, каким бы великим он ни был, мог благословить Бога? Но это, действительно, так, хотя верно и то, что меньшее благословляется большим. Создавший нас Бог имеет всю власть над миром, но Он Сам сделал нас полновластными богами в мире души. Ведь каждая душа человеческая – это микрокосмос, и Господь не вмешивается в этот мир, уважая свободу каждого.
Чтобы Христос пришел в наше сердце, мы должны взять Его на руки, как младенца, который целиком зависит от нас, питать и взращивать Его в своем сердце. Когда же Он воцарится в нас, тогда будет нашим защитником и питателем, благословляющим всю нашу жизнь. В этом тайна сегодняшнего торжества, в этом ответственность христианина, который призван стать обителью для Господа. Чем больше людей примут Христа в свое сердце и обновятся, тем быстрее в мире будет расти и укрепляться молодое небесное Царство Христа, в котором действуют иные законы – законы духа, благодати и истины. Аминь.