В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел; и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает? Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее (Лк. 8, 1-9).
В сегодняшнем Евангелии Господь говорит о неких галилеянах, кровь которых Пилат смешал с кровью их жертв. Он спрашивает слушающих: «Неужели вы думаете, что эти галилеяне были самыми грешными из людей? Нет. Но если вы не покаетесь, то так же погибнете. И когда упала Силоамская башня и задавила восемнадцать человек, может быть, вы думаете, что Бог специально собрал там самых грешных людей, чтобы их уничтожить? Нет. Они были такими же, как вы, но погибли, потому что не каялись. И подобная участь ожидает всех нераскаянных».
В нынешнее время люди в значительной степени стали индивидуалистами и эгоистами. Они думают только о себе, говоря: «У меня все в порядке, все хорошо, а если кто-то пострадал, значит сам виноват, за дело». Когда же беда касается их самих, они начинают возмущаться и роптать: «Почему именно я заболел, почему погибли мои родственники, а не другие люди?» На самом деле Господь напоминает нам, что мы все находимся в бедственном положении.
Почему Христос ублажает нищих духом, т.е. тех, кто не удовлетворяется нынешним своим духовным состоянием, но просит у Бога и получает, ищет и находит? Потому что это путь к совершенству, а самоуспокоенные постепенно деградируют. Мы должны чувствовать свою нужду в Спасителе, понимать, что без Него погибнем во грехах. Спасение души не фигура речи. Спасают тех, кто погибает, тех, кто без посторонней помощи обречен на смерть, кто в духовном плане в опьянении самодовольства приближается к краю пропасти.
Через различные бедствия Господь напоминает людям, что в духовной области у них не все в порядке, что есть проблемы, которые нельзя охватить умом и решить при помощи денег. Духовно спящие, когда случается что-то трагическое, начинают возмущаться: «Где был Бог? Почему Он попустил произойти злу? Мы все такие замечательные, прекрасные, и вдруг кто-то умирает, кто-то заболевает раком. За что?» А если это еще и ребенок, то начинается открытое восстание против Бога.
Вот к таким Христос взывает: «Вы все погибаете в грехах своих. Пока вы удалены от Бога, вы еле живы духом и находитесь в смертельной опасности. Поэтому Я пришел разбудить вас. Проснитесь, обратитесь к Богу, кайтесь в своих грехах и соблюдайте Мои заповеди, а иначе вас постигнет справедливая участь тех, кто не приближается к Источнику жизни».
Человек, как существо ограниченное, обычно узко воспринимает действительность. Например, он думает только о временной жизни, и когда здесь ему плохо, тяжело, скорбит и даже ропщет на Бога, забывая, что жизнь его не кончается со смертью. А Всевидящий Господь воспринимает человека не только во времени, но и в вечности, и из любви, чтобы спасти его для будущей жизни, посылает иногда скорби и болезни.
Так же ограничены мы и в видении окружающих, потому что воспринимаем себя как нечто самодостаточное, отдельное от других. На самом же деле все мы дети одного Отца, члены одного тела человечества. И Господь, Который воспринимает всех людей в совокупности как детей Своих возлюбленных, видя проблемы и общую пользу, лечит этот большой организм так, как это для него полезней.
И если Бог попускает авиакатастрофу, то в этом проявляется не ненависть к грешникам, которые там оказались, а забота обо всех. Тем людям, которые погибли, Господь по милости Своей отпустит грехи, а мы получим пользу, очнемся от греховного сна, вспомним, что жизнь наша легко может закончиться, а мы еще далеко от цели своего пути.
Далее Господь говорит притчу о том, как некий господин пришел в свой сад за смоквами, но на смоковнице ничего не оказалось. Тогда он говорит работнику виноградника: «Зачем она здесь вообще нужна? Третий год я прихожу и не нахожу на ней плодов. Сруби ее под корень и сожги». А милостивый работник просит его подождать еще год, пока он обкопает ее и удобрит, чтобы дать ей последний шанс принести плоды.
Господь наш Иисус Христос, как добрый виноградарь, беспокоится о нас, чтобы мы покаялись, чтобы мы, по крайней мере, осознали свое бедственное греховное состояние и обратились к Богу за исцелением.
Покаяние, на самом деле, это не разовая добродетель, которую Господь дает в начале нашей духовной жизни, как будто однажды обратившись к Богу, дальше мы можем спокойно почивать. Нет. Покаяние – это путь, это постоянное осознание своей нищеты и стремление к Богу, это необходимая потребность не только для монашествующих, но и для мирян – для всех нас. Каждый должен сознавать, что он еще очень далек от своего Отца Бога, от своего Небесного Отечества, что еще нужно много пройти, а дорогу, как известно, одолеет идущий.
И всемилостивая Матерь Божия – тоже добрый работник винограда Христова. Она жалеет нас и просит Сына Своего и Бога дать нам еще время на покаяние. Поэтому Ее святыми молитвами и помощью, молитвами всех святых будем трудиться над виноградником своей души, возделывать землю своего сердца, чтобы в день Страшного Суда принести Богу достойный ответ о прожитой жизни. Аминь.