Вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный (Лк. 8, 5-8).

Всем нам знакома эта притча Господа, как и ее толкование: семя есть слово Божие, а та или иная почва – наши души, в разной степени готовые к его восприятию. Так упавшее при дороге семя, которое топчут прохожие и расклевывают птицы, означает душу человека миролюбивого. Миру чужды духовные истины, поэтому человек, живущий его ценностями, не принимает в себя слово Божие. Его душа истоптана похотью плоти, похотью очес и гордостью житейской, она отторгает Христа как не сродного себе, а враг рода человеческого расхищает семя истины в таких поверхностных людях.

Каменистая почва символизирует очерствевшую от себялюбия и эгоизма душу. Христово учение не может глубоко пустить корни в такое сердце из-за его «окамененного нечувствия». Растению нужна вода и солнце, без влаги солнце убьет его, оно засохнет. Так и душе для духовного роста необходима благодать Божия и искушения, т.е. духовные задачи и трудности, чтобы, решая их с Божией помощью, расти и укрепляться в добре. Если же нет этой живительной влаги, благодати смирения, искушения иссушают и убивают веру, так и не нашедшую отклика в сердце.

Почва, поросшая тернием, т.е. сорняками, означает душу, подверженную страстям, разменивающуюся на многие удовольствия и суету. Разнообразные пристрастия истощают почву, делают ее бесплодной, лишают света ростки истины. Этим росткам трудно пробиться к солнцу, т.е. получить внимание ума, тяжело проникнуть корнями в землю, т.е. найти сочувствие сердца, так как все занято страстями. В наш век к этому добавляется огромное количество информации, часто грязной и неполезной, общение в сетях, игры и болтовня в телефонах.

Чтобы горчичное зерно, посеянное в сердце в Крещении, росло день и ночь, его необходимо поместить в подходящие условия – таинства Церкви, рыхлить почву покаянием, поливать живой водой благодати, питать Причащением. Чтобы оно превратилось в могучее дерево веры, необходимы ветра искушений, иначе ствол и корни не укрепятся.

В каждом из нас, живущих в лоне Св. Церкви, есть это дерево веры, у кого слабее, так что гнется от всякого ветра чуждого учения, у кого мощнее, способное и других защитить от зноя соблазнов своей прохладной тенью. Но имеются ли на нем духовные плоды: любовь, радость, мир, долготерпение, кротость, милосердие, вера? А если их нет, то не проклянет ли такую бесплодную смоковницу Христос, Который именно таких плодов, сродных Ему, ищет среди листьев многих слов и намерений? Ведь дерево познается по плодам, и если они отсутствуют или гнилые, поеденные червями страстей, то и все дерево негодно.

Но не будем отчаиваться, не видя в себе благоуханных плодов добродетели, достаточно для нас стремиться к доброму, снова и снова полагая начало. Пусть листья намерений и гнилые плоды попыток падают и удобряют почву нашего сердца. Чем больше попыток и стараний, тем глубже культурный слой, больше смирение. Тем глубже проникнет в нашу душу Благая весть, чтобы принести стократный плод добродетели.

Но для этого надо трудиться над землей души, выпалывать терния страстей, дробить и выносить камни эгоизма, орошать ее слезами покаяния. «Царствие Божие внутрь вас есть», – говорит Господь, указывая на скрытое в земле нашего сердца великое сокровище вечной жизни. Но войти в это Царство можно только тесными вратами покаяния, смирения и терпения, «делая и храня», как некогда прародители, рай своего сердца. Ибо, по слову Господа, «упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении» (Лк. 8, 15).

«Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Лк. 8, 15) – восклицает Господь, указывая на важность этой притчи. Итак, отверзем наши уши для мудрости, приводящей к жизни вечной, воспрянем от сна лености, ибо второй жизни нам никто не даст. «Восстани спяй и воскресни от мертвых, и освятит тя Христос» (Еф. 5, 14). Трудись в добре, и Он станет Древом жизни в раю твоей воскресшей души. Аминь.

Произнесена 28 октября 2018 г. в Неделю 21-ю на Литургии в Державном храме мон-ря Ганина Яма.