Неделя о Закхее – это особая отметка церковного года, точка на пути, с которой перед нашим взором открывается великое поприще Святой Четыредесятницы. Если в Рождестве Господь приходит в мир, в Богоявлении исходит на подвиг, а мы собственным крещением соглашаемся идти за Ним, то Великий пост – это образ нелегкого следования за Христом, подвиг борьбы со страстями, шествие через голгофу к воскресению. Начинающиеся же подготовительные недели и другие чтения грядущего поста указывают нам путь и условия спасения.

Человек в этой жизни часто ходит ложными путями, потому что ставит себе цели, недостойные своего высокого предназначения. Он стремится к богатству, к власти, к удовольствиям, часто используя для достижения этого неправедные средства. Однако вместо счастья, свободы и полноты жизни он обретает душевную муку и зависимости, приходит к жизненному тупику, духовному кризису. Известно, что в лесу человек начинает ходить кругами и сам не способен вырваться из этого заколдованного вращения. Блажен тот, кто понимает суетность путей человеческих, ложное направление своих устремлений и ищет истинный Путь, Поводыря и Избавителя.

Одним из таких людей был начальник мытарей Закхей. В глазах иудеев мытари были презренными грешниками и предателями, потому что работали на ненавистных римлян, собирая для них налоги. При этом они были еще и угнетателями собственного народа, поскольку, пользуясь своим положением, собирали значительно больше денег, чем платили римлянам. Так и Закхей обогатился неправдой, но не имел радости, потому что совесть обличала его. И когда он узнает о Христе, Великом Праведнике, Который беден, ходит пешком и ничего не имеет, но при этом помогает людям и совершает великие чудеса, у него появляется горячее желание увидеть этого Человека.

Тогда Закхей делает смелый шаг, совершает поступок, который возвышает его над толпой, над собственной ограниченностью. Несмотря на свое богатство и высокое положение в обществе, он залезает на дерево, мимо которого должен был пройти Христос, только чтобы увидеть это чудо, действительно ли существует такой Человек. И тогда Господь обращает на него внимание и приближается Сам: «Закхее, потщався слези, днесь бо в дому твоем подобает Ми быти» (Лк. 19, 5), т.е. слезай скорее, потому что сегодня Мне надо посетить твой дом.

Христос приходит в его жилище, и мы видим чудесное преображение, когда грешник становится праведником, жадный и жестокосердный – щедрым и милостивым, приводя ко спасению и всех своих домашних. Изменившись до неузнаваемости сам, он обещает изменить свое будущее, отдав нищим половину своего состояния, и исправить прошлое, воздавая вчетверо тем, кого обидел. Наверное, после этого у него не останется никакого состояния, потому что все оно было нажито неправдами, но это его совершенно не беспокоит. Закхей внезапно прозрел, открыл для себя новую жизнь, которая показала ему все ничтожество его прежних ценностей, не способных насытить душу.

Ныне Христос, проходя через пустынный город греха Иерихон, который однажды уже был предан Богом полному разрушению, приглашает всех нас, иерихонских слепцов и закхеев, восходить за Ним в новый, Небесный Иерусалим, сияющий добродетелью и исполненный вечного блаженства. Проходя мимо, Господь увлекает нас за Собой Своим светом и примером, а когда сделаем шаг навстречу Христу, Сам обращается к нам и посещает наши сердца.

Сегодня мы видим, что нет такого греха, который Господь не мог бы разрешить, нет такого человека, который был бы безнадежен. Причина в нашем маловерии. Окружающая Господа толпа не до конца верит в Его мессианское достоинство, не верит в то, что Он может полностью изменить человека и что человек может полностью измениться. Потому иудеи осуждают и Закхея как конченого злодея, и Спасителя за то, что не гнушается общением с грешником. Но с тем, кто поверил, происходит чудо преображения, а неверующие остаются ни с чем, хотя и толпятся вокруг Христа.

Мы же с вами призваны верить в то, что Бог может все в нас переменить, если мы этого сами захотим, и в нашу способность измениться. Эта двойная вера побеждает двойное неверие, и совершается чудо – преображение человека. Как Закхей из презренного грешника сделался славным Апостолом и епископом Кесарии Палестинской, так чудо возрождения совершается буквально с каждым, кто деятельно принимает призыв следовать за Христом.

Закхей залез на дерево и обрел спасение. Где же в нашей жизни эта смоковница, мимо которой должен пройти Христос? Думается, что это добрые дела, помощь ближнему, а также благочестивые стремления, молитва, Литургия и Таинства, когда мы возвышаемся над реальностью, над временем, над своей ограниченностью и встречаемся с Богом. К этой встрече Церковь и готовит нас Великим постом, очищением ума и сердца. Итак, братья и сестры, в своем следовании за Христом не будем никогда терять надежды, что Господь непременно исправит нас и преобразит, как совершенно изменил Закхея. Для исправления нужен лишь один решительный шаг, движение из тьмы к свету, переход от суетных стезей человеческих к следованию за Господом. Шаг этот непростой, но решающий, потому что последующие шаги мы будем совершать уже не одни, но вместе со Христом. Он, наша Пасха, выведет нас из духовного Египта, проведет через все искушения и приведет не в Землю Обетованную, где течет мед и млеко, а на самое Небо, в Свое вечное Царство света и любви. Аминь.

Произнесена 3 февраля 2020 г. в Неделю о Закхее на Литургии в Казанском соборе г. Сызрань.