Неделя о Закхее совпала в этом году с предпразднством Сретения Господня, которое мы будем отмечать завтра. Сретение – это долгожданная встреча ветхозаветного человечества с Богом, пришествие в наши немощные сердца Господа Сил – Христа. Старец Симеон принимает на руки обетованного Мессию, Его проповедует святая Анна, а с ними ликуют и все ветхозаветные праведники, которые не дожили до такой встречи, но чаяли Его пришествия, руководствуясь в своей жизни надеждой. Причем эта жажда познания Бога есть не только у святых, искра любви к Творцу заложена в каждом человеке, как бы грешен и удален от Бога он ни был.

В Евангелии в Неделю о Закхее тоже происходит встреча человека с Богом. Однако теперь уже не праведника, а грешника, мытаря, человека богатого, но презираемого в народе. Мытари служили римлянам, захватчикам, получали на откуп сбор налогов и злоупотребляли этим правом для личной наживы. Но Закхей, тем не менее, слышал о Праведнике и, движимый любопытством, желал увидеть, что же это за удивительный человек, который совершенно по-другому мыслит и общается с людьми, ничего не имеет, но творит чудеса любви, скромен, но слава бежит за Ним.

И вот этот человек, начальник мытарей, несмотря на свое высокое положение, как мальчишка, бежит впереди толпы, забирается на дерево, чтобы посмотреть на Христа. Закхей мал ростом, как и неопытен в духовном, но он знает, где должен пройти Христос, и совершает поступок. На самом деле им движет не любопытство, а порыв сердца, жажда души увидеть что-то родное, ради чего она создана и без чего не может жить. Невозможно сердце, созданное для общения с Богом, наполнить богатством, насытить земными удовольствиями и заглушить тоску по Небу.

И вот происходит чудо. Когда этот маленький человек сделал шаг навстречу Богу, поднялся на ступень ближе к небу, Сам Господь заметил его, обратил внимание на его доброе произволение и сказал: «Закхей, сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» (Лк. 19, 5). Погрязший в грехах сребролюбец и надеяться не мог, что Сам Праведник может прийти к нему в дом.

И вот тот, который всю жизнь собирал для себя богатство, обижая других, который до этого служил мамоне, богу сребролюбия, вдруг встает и говорит: «Господи! Половину имения моего я отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк. 19, 8). Это совершенно другой человек, который по-другому смотрит на мир, готовый уже раздавать, а не собирать, миловать, а не обижать. Вот настоящее чудо, невозможное даже для людей, потому что здесь действует Сам Бог. Закхей обратился вместе со всем домом своим и, согласно преданию, стал впоследствии епископом Кесарии Палестинской.

Неделя о Закхее – это такая точка в церковном году, откуда нам впервые открывается поприще Великого поста. Она предваряет три подготовительные седмицы. Собственно говоря, Святая Четыредесятница – это путь, борьба и подвиг. Христос пришел в мир в Рождестве, был принят нами в Крещении, а теперь мы добровольно следуем за Господом. И этот путь взыскания Бога, обретения Его в себе нелегок, но благословен, потому что ведет к воскресению.

И сегодня хочется обратиться ко всем грешникам, от них же первый есмь аз, к подобным мне закхеям, и напомнить, что Господь близко. Он ждет от нас решения, ждет этого шага с нашей стороны, чтобы прийти и избавить нас от тирании греха. Часто люди страдают не только маловерием, не допуская, что Бог может их спасти, но и неверием в возможности человека, в свои силы. Ведь когда Господь пришел к Закхею, многие осуждали как мытаря, не веря в возможность его исправления, так и Христа, вошедшего в дом грешника. Это неверие Самому Богу, что Он может спасать грешников, но ведь ради этого Христос и пришел в этот мир.

И вот это двойное неверие – в силу Бога и способность человека – преодолевается союзом Бога и человека: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Филип. 4, 13). В этом спасение, и потому Христос говорит о Закхее: «Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама» (Лк. 19, 9). Что значит сын Авраама? Значит сын веры. Потому что отец всех верующих Авраам не побоялся оставить свое отечество и родство, чтобы по вере Призвавшему отправиться в неведомые страны искать Землю Обетованную, нашел в себе решимость по велению Божию занести нож над своим единственным сыном, которого ждал сто лет.

Так и мы должны положить это начало, сделать шаг навстречу Господу, невзирая ни на какие страхи, ни на какие нашептывания со стороны уныния: «Не получится, опять все закончится ничем». И если сделаем этот решающий шаг, то Господь выступит навстречу с распростертыми объятиями, Сам придет в дом нашего сердца, чтобы возлечь на вечери любви. Кто может противиться Богу? Никто. Но от нас самих требуется решимость и вера в то, что Господь спасает грешных.

Поэтому, готовясь к поприщу поста, к пути следования за Господом ради сретения, обретения Бога в себе, со всей ревностью ополчимся против греха. Потому что это единственное препятствие, и если не будет этой медной стены, отделяющей нас от Создателя, то ничего другое: «Ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы… ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8, 38-39). Аминь.

Произнесена 14 февраля 2021 г. в Неделю о Закхее на Литургии в Казанском соборе г. Сызрань.