Выступление на региональном этапе XXIX Рождественских чтений с общей темой: «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа».

Уважаемые члены президиума, гости и участники регионального этапа Рождественских чтений в Сызрани!

Прежде всего хочу выразить искренние слова благодарности администрации г. Сызрань и лично Николаю Михайловичу за помощь в организации у нас Рождественских чтений, проводимых в масштабе Церкви и всей страны. Благодарим за участие и постоянную поддержку представителей администрации Октябрьска, Сызранского и Шигонского районов, и лично Александру Викторовну Гожую, Викторию Александровну Кузнецову и Сергея Александровича Строева.

Поскольку это международный образовательный проект, а в нашем регионе сотрудничество Церкви и образования находится, поистине, на очень высоком уровне, выражаем искреннюю признательность и всем педагогам, сотрудникам образования и, конечно же, лично руководителю Западного управления Татьяне Николаевне Гороховицкой.

Ну и конечно, сегодняшнее мероприятие имеет непосредственное отношение к культуре, и в этой сфере между Церковью и государственными работниками у нас полное взаимопонимание и сотрудничество. Большое спасибо за это руководителю управления культуры г.о. Сызрань Ольге Витальевне Дидык и всем, кто трудится в этой важнейшей сфере. Благодарим за участие всех, кто сегодня с нами, кто не безразличен к истории, культуре и духовным устоям нашей страны, а также к  воспитанию подрастающих поколений в ее славных традициях.

Историческая память нашего народа чтит и бережно хранит образы своих героев, тех, кто от лица всех русских людей проводил в жизнь общий духовный выбор, сделанный однажды и проходящий через века до наших дней. Таких, например, как св. благоверный князь Александр Невский, 800-летие со дня рождения которого мы отмечаем в следующем году.

Тема исторического выбора русского народа весьма актуальна и в наше непростое время, как, впрочем, и всегда. Вся жизнь человека, ее направление и итоги складываются из ежедневного, ежечасного выбора. А критерии выбора задаются жизненными целями и идеалами каждого человека и каждого народа. Можно выбирать между разумным и неразумным, правильным и неправильным, добром или злом, а можно искать богатства, комфорта, выбирать наиболее выгодное и приятное.

Так исторически сложилось, что в сознании русского народа, всей душой воспринявшего Евангельские идеалы православия, важное место всегда занимали категории смысла жизни, добра и зла, спасения и погибели, правды и лжи. Возможно, тенденция измельчания сознания в постхристианскую эпоху присуща всему человечеству, когда бытийные и нравственные вопросы постепенно вытесняются житейскими и практичными, но Запад постоянно предлагал и предлагает нам невысокие цели и идеалы, всегда на ступень ниже, что-то более приземленное и человеческое.

Для русского человека прежде политики и устроения земного быта стоит выбор нравственный, для него очень важно жить по правде, иметь свободу духа. Выбору между Западом и Востоком св. князя Александра Невского предшествовал выбор св. князя Владимира между различными верами: иудаизмом, христианством и исламом. Причем он сверял рассказы их представителей с впечатлениями своих послов о реальном воплощении этих религий в жизни. В итоге он свободно выбрал восточное православие и этим задал России свой исторический путь, независимый ни от Востока, ни от Запада.

Время деятельности св. Александра Невского – XIII век – было очень сложным для Руси. Хотя у всех и была одна вера, но на фоне отсутствия единства княжеств и бесконечных междоусобиц, когда христиане с иконами на стягах в упоении битвы убивали друг друга, над Русской землей как карающая десница Божия нависла страшная угроза с Востока. Сильный и многочисленный враг в виде языческих татаро-монгольских полчищ заполонил русские пределы, а одновременно с этим с Запада наседали исповедующие католичество шведы, немцы и литовцы. Воевать со всеми было невозможно, приходилось выбирать из нескольких зол, для чего от правителя требовалась особая мудрость, мужество и твердость. Таким вождем и вдохновителем народа стал св. князь Александр, защитник Отечества, талантливый полководец и опытный политик. Однако в первую очередь он был настоящим христианином, защищавшим чистоту православной веры.

Перед каждой битвой он молился и причащался, уповая, прежде всего, на помощь Божию, а не на силу своего меча. Всем известны его слова перед Невской битвой с надменными шведами, которые вторглись в его землю и грозились разорить Церковь: «Если Бог за нас, кто против нас? Не в силе Бог, а в правде». И хотя у него было мало воинов, агрессор был сокрушен, да так, что много убитых врагов находили на другом берегу Невы, куда не ступали люди Александра. Это напоминает нам библейские сражения избранного народа, когда ангел тысячами поражал его противников.

Не менее блестящей была его победа спустя два года над немецкими рыцарями в Пскове и на Чудском озере, а еще через три года над литовцами Миндовга. Все эти войны имели и религиозный характер, поскольку враг намеревался насадить на Руси католичество, еретическое христианское учение, несовместимое с православием и стремящееся доминировать.

Был ли у него выбор воевать или нет с католиками? Несомненно, был. На Западе как раз и рассчитывали, что он пойдет на уступки в вере ради заключения союза с христианскими странами против монголов. Папа римский Иннокентий IV отправил к нему двух кардиналов с предложением короны, военной, политической и финансовой помощи коллективного Запада взамен на принятие унии с католиками. Ответ Александра был категоричен. Подробно перечислив основные вехи библейской и церковной истории, в том числе и Вселенские соборы, где была обличена ересь католичества, он заключил: «Всё это хорошо помним и вашего учения не принимаем». Несомненно, в этом с ним были согласны и другие русские люди, яростно сопротивлявшиеся попыткам католичества подмять под себя православие.

Итак, для св. Александра на первом месте стоял не тонкий политический расчет, а религиозные убеждения и упование на помощь Бога, защищающего верных Своих. Кстати, в подобной ситуации позднее оказались и византийцы, когда под напором сначала турок-сельджуков и потом османов их империя постоянно сокращалась, в конце сузившись до размеров Константинополя. Византийские императоры не устояли перед подобным искушением военно-религиозного союза с Западом ради спасения государства. В результате имели место две унии с Католической церковью – Лионская 1274 г. и Флорентийская 1439 г., не принятые народом и вскоре отвергнутые духовными соборами. При этом обещанная папой Римским военная и финансовая помощь так и не была предоставлена, а Константинополь все равно пал под османами.

Можно ли противиться воле Божией, посылающей очистительную епитимью за отступление от чистоты веры и христианского единства?! Как за беззакония евреев Бог посылал на них суровые языческие народы, чтобы смирить и научить чтить своего Господа, так и на погрязших в интригах византийцев, и на поднимающих меч на брата русских Он послал смиряющие обстоятельства в виде мусульман и язычников. Но при этом внешние бедствия и испытания не затрагивали свободы веры, как и дьявол, получивший от Бога право искушать праведного Иова, не имел власти вредить его душе.

Свобода духа, незаурядное мужество и верность Богу св. Александра в полной мере проявились в ставке Золотой Орды, куда он с риском для жизни поехал договариваться с Батыем и просить за свой народ. Несмотря на то, что незадолго до этого за отказ поклониться огню и «духу» Чингиз-хана был убит св. князь Михаил Черниговский, князь Александр на подобное требование смело заявляет, что не подобает ему, христианину, поклоняться твари, но только единому Богу. Опять подтвердился его принцип: «Не в силе Бог, а в правде». Восхищенный его духовной красотой и мужеством Батый не только избавил его от полагавшейся за такой поступок смерти, но даже сделал своим названным сыном. Причем после этого случая татары уже не выдвигали русским требований, противоречащих их вере, и не вмешивались в уклад их жизни, довольствуясь данью и повиновением.

Еще трижды при различных обстоятельствах святой князь ездил в Орду, всякий раз блестяще выполняя дипломатическую миссию и спасая свой народ от страшных бедствий. И на этом поприще, как и на полях сражений, он не имел ни одного поражения, потому что Бог был с ним. Ведь в своем выборе святой князь Александр руководствовался не общественным мнением, которого наслушался в демократическом Новгороде, не страхом, не властолюбием или политическим расчетом, а любовью к людям и стремлением исполнить волю Божию. И его упование на Христа не было посрамлено, потому что по прошествии лет епитимьи именно православная вера стала катализатором возрождения Руси и воссоединения русского народа, свергнувшего, наконец, татаро-монгольское иго.

Итак, главная заслуга св. князя Александра Невского перед русской цивилизацией заключается в том, что в те страшные годы он твердой рукой проводил мудрую самостоятельную политику, основанную на позициях любви к Богу, людям и Отечеству, сумев провести государственную ладью между Сциллой Запада и Харибдой Востока и вывести ее на просторы мировой истории как великую самобытную державу.

Будучи конкретной исторической личностью, он воспринимается нами почти как былинный герой, богатырь духа, легенда и гордость нашего народа. Слава святого Князя вдохновляла русских людей на борьбу с Литвой и Ливонским орденом при Иване Грозном, со шведами при Петре, с немцами при Сталине. Он официально почитался даже в советское время, а после перестройки и возрождения церковной жизни его образ засиял еще ярче. Так, по результатам широкомасштабного опроса россиян в рамках проекта «Имя России» в декабре 2008 г. св. Александр Невский оказался самой почитаемой народом личностью за всю историю нашей страны.

Хочется пожелать нашей молодежи, чтобы ее героями и вдохновителями были не голливудские супермены, не чародеи и не рекордсмены по расстрелу прохожих, а реальные непридуманные личности, такие как благоверный князь Александр Невский, воины и молитвенники, чтившие Бога и в Нем черпавшие мудрость созидания и удивительные силы для подвигов во славу Отечества. Для этого и должны мы хранить эту историческую память, память об успехах, поражениях и их причинах, сверять с ней свой путь, чтобы собственной жизнью подтверждать тот единственно правильный выбор, сделанный однажды нашими предками и оставивший нам в наследство такую великую страну и такую великую историю.

Призываю благословение Господне на всех организаторов и участников наших Рождественских чтений, призванных эту память развивать и популяризировать!

Выступление еп. Сызранского и Шигонского Леонтия на региональном этапе XXIX Рождественских чтений в г. Сызрани 18 ноября 2020 г. на тему: «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа».